Поместный собор Русской православной церкви (1988). Поместный собор Русской православной церкви (1990)
1. Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом.
2. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.
3. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора.
Положение о составе Поместного Собора, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором.
4. Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора регламент заседаний, программу, повестку дня, структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.
В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о регламенте заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.
5. Поместный Собор:
а) служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение;
б) принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви;
в) избирает Патриарха Московского и всея Руси в соответствии с Положением об избрании Патриарха Московского и всея Руси и принимает решение об его уходе на покой;
Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором;
г) по предложению Архиерейского Собора вырабатывает позицию церковной полноты по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, взаимоотношений с другими Поместными Церквами, с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, взаимоотношений между Церковью и государствами, а также Церковью и обществом на канонической территории Русской Православной Церкви;
д) в необходимых случаях обращается к Архиерейскому Собору с предложением повторно рассмотреть ранее принятые им решения в области вероучения и канонического устроения с учетом мнений, высказанных большинством участников Поместного Собора;
е) инициирует рассмотрение значимых вопросов в рамках Межсоборного Присутствия;
ж) заботится о сохранении чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;
з) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления.
6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха — Местоблюститель Патриаршего Престола.
7. Кворум Поместного Собора составляет 2/3 членов Собора, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов — членов Собора.
8. Поместный Собор утверждает регламент заседаний, программу, повестку дня и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора президиум, секретариат и формирует необходимые рабочие органы.
9. Президиум Поместного Собора состоит из председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.
10. Секретариат Поместного Собора состоит из секретаря в архиерейском сане и двух помощников — клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются секретарем и утверждаются председателем.
11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.
12. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют соборный совет.
Соборный совет является руководящим органом Поместного Собора. В его компетенцию входит:
а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;
б) координация всей деятельности Собора;
в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;
г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.
13. Все архиереи — члены Поместного Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается председателем Собора по его инициативе, по решению совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Поместного Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.
Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.
14. Открытие Поместного Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.
15. Заседания Поместного Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов президиума Собора.
16. В открытых заседаниях Поместного Собора, помимо его членов, могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Поместного Собора.
17. Решения на Поместном Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. При равенстве голосов в случае открытого голосования решающее значение имеет голос председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.
18. Решения Поместного Собора в форме постановлений и определений подписываются председателем и членами президиума Собора. Иные документы, утвержденные определениями (постановлениями) Собора, визируются секретарем Собора.
19. Все официальные документы Поместного Собора подписывают Патриарх Московский и всея Руси (Местоблюститель), члены президиума и секретарь.
20. Постановления Поместного Собора вступают в силу сразу после их принятия.
Архиерейский собор
Собор рассмотрел и утвердил предложенные Священным Синодом Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви, программу, повестку дня, регламент и структуру Поместного Собора Русской Православной Церкви, а также процедуру избрания Поместным Собором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Вечером 25-го января было проведено тайное голосование по выдвижению трех кандидатов в патриархи, которые будут предложены Поместному собору.
Общее количество полученных счетной комиссией бюллетеней равнялось 250. Число присутствующих делегатов было 198, количество розданных бюллетеней – 198, количество не розданных бюллетеней, погашенных Счетной комиссией – 52. Испорченных бюллетеней при подсчете не выявлено. Количество бюллетеней, изъятых из урн после голосования равнялось 198. Действительных бюллетеней было 197, недействительных – 1.
- Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - 97 голосов;
- митрополит Калужский и Боровский Климент - 32 голоса;
- митрополит Минский и Слуцкий Филарет - 16 голосов;
- митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - 13 голосов;
- митрополит Киевский и всея Украины Владимир - 10 голосов;
- митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий - 10 голосов;
- митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий - 7 голосов;
- митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир - 4 голоса;
- митрополит Одесский и Измаильский Агафангел - 3 голоса;
- митрополит Волгоградский и Камышинский Герман - 1 голос;
- митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон - 1 голос;
- митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион - 1 голос;
- митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир - 1 голос;
- епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим - 1 голос.
Таким образом, тремя кандидатами, которых Архиерейский Собор представит для голосования при избрании Патриарха Московского и всея Руси на Поместном Соборе, стали: Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) , митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) и митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) .
Поместный собор
Проходил с 27 января по 28 января года в Храме Христа Спасителя , в верхней церкви во имя Рождества Христова.
Перед началом работы делегаты Собора по предложению митрополита Кирилла избрали Президиум Поместного Собора. В его состав по рекомендации Архиерейского Собора вошли: Кирилл, Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Смоленский и Калининградский – председатель; Владимир, митрополит Киевский и всея Украины; Даниил, митрополит Токийский и всея Японии; Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси; Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский; Климент, митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской Патриархии; Владимир, митрополит Кишиневский и всея Молдовы; Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский; Александр, митрополит Рижский и всея Латвии; Корнилий, митрополит Таллинский и всея Эстонии; Иннокентий, архиепископ Корсунский; Митрофан, архиепископ Белоцерковский и Богуславский.
По предложению Архиерейского Собора также был избран Секретариат Поместного Собора и его счетная, мандатная и редакционная комиссии.
Вечером 27 января делегаты Поместного Собора тайным голосованием избрали на вдовствующий Московский Патриарший престол митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла . Он набрал 508 из 677 голосов .
28 января Собор принял определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» и «Об Уставе Русской Православной Церкви». В этих определениях Собор воздал должное трудам почившего патриарха Алексия II , одобрил деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными Соборами (в том числе одобрены поправки к Уставу, внесенные в него за этот период), и выразил удовлетворение "трудами, понесенными в это время церковной Полнотой". Также Собор принял Послание "возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви", в котором призвал укреплять единство во имя Христово под омофором нового Предстоятеля.
Использованные материалы
- Официальный сайт Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ 2009 года
Архиерейский собор завершил свою работу на один день раньше намеченного срока.
Поместный собор завершил свою работу на один день раньше намеченного срока.
Из 702 делегатов Поместного собора 23 бюллетеня были признаны недействительными, а два делегата вообще не приняли участие в голосовании.
Поместный собор - это собрание епископов, мирян, других клириков, а также поместной Церкви. На нем обсуждаются и решаются важнейшие вопросы, связанные с делами вероучения, нравственно-религиозной жизни, а также дисциплины, устройства и управления церковью.
История соборов
Практика созывов поместных соборов появилась еще в так называемой древней церкви. Свое начало она берет от Иерусалимского собора, на котором собирались апостолы, чтобы решить вопросы соблюдения крещеными язычниками требований закона Моисея. Со временем решения поместных соборов (как и Вселенских) стали обязательными для исполнения всеми послушниками монастырей и храмов.
Изначально соборы именовались по городам, в которых они проходили. Также существовало условное распределение по местонахождению церквей, названию поместных церквей, стран или территорий, на которых они организовывались.
Практика соборов в Русской православной церкви
В нашей стране вплоть до XX века поместными соборами называли любые частные соборы древности, за исключением Вселенских. При этом в широкое употребление термин вошел только в XX столетии, когда началась подготовка к Всероссийскому поместному собору русской церкви, о котором мы еще поговорим подробнее. Он открылся в августе 1917 года. Примечательно, что более половины его участников оказались мирянами.
Уже в самых поздних оригиналах документов утверждается, что поместным собором считается собрание епископата, а также любых других клириков и мирян, относящихся к РПЦ.
Порядок формирования
В современном уставе РПЦ существует даже особый порядок формирования поместного собора Русской православной церкви.
В его состав должны входить архиереи, начальники Синодальных учреждений и духовных академий, делегаты от духовных семинарий, а также от настоятельниц женских монастырей. В обязательном порядке в состав поместного собора Русской православной церкви включают начальника отечественной духовной миссии, которая базируется в Иерусалиме, членов комиссии по подготовке собора при РПЦ, представителей патриарших приходов в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Италии, Туркменистане, скандинавских странах.
Восстановление патриаршества
Пожалуй, важнейший поместный собор русской церкви в двадцатом веке состоялся в 1917 году. Во-первых, это был первый собор, организованный с конца XVII века. Во-вторых, именно на нем было решено восстановить институт патриаршества в российской церкви. Оно было принято 28 октября, положив конец синодальному периоду. Все было организовано в знаменитом Успенском соборе.
Интересно, что этот поместный собор Русской православной церкви заседал больше года. Он совпал с такими важнейшими событиями, как Первая мировая война, пережил взлет и крах Временного правительства, а также социалистическую революцию, роспуск Учредительного собрания, на которое многие возлагали большие надежды, подписание Декрета об начало кровопролитной Гражданской войны.
Реагируя на некоторые из этих важнейших событий, поместный собор РПЦ делал заявления по поводу них. При этом члены партии большевиков, действия которых обсуждались на соборе, не препятствовали проведению этого собрания.
Примечательно, что подготовка к этому собору поместных православных церквей велась с первых лет XX века. Именно тогда в обществе начали преобладать антимонархические настроения. Они же встречались и в среде священнослужителей.
Подготовка к собору
Подготовка к православному поместному собору началась в 1906 году. Было издано специальное определение Святейшего синода. Началось формирование предсоборного присутствия, за это время успели напечатать четыре тома "Журналов и протоколов".
В 1912 году организовали специальное отделение при Святейшем синоде, которое непосредственно занималось подготовкой.
Созыв собора
В апреле 1917 года был одобрен проект Святейшего синода, посвященный обращению к пастырям и архипастырям.
В августе был принят устав поместного собора. Он должен был послужить качественным примером "руководственного правила". В документе постановлялось, что данный собор способен решать любые вопросы, все его решения обязательны к исполнению.
В августе 1917 года было издано постановление о правах Священного собора, подписанное Временным правительством.
Первая сессия
Официально работа собора стартовала в августе 1917 года. Именно тогда началась первая сессия. Она была целиком и полностью посвящена реорганизации верхушки церковного управления. Обсуждались вопросы восстановления патриаршества, а также избрание самого патриарха, установление его обязанностей и прав. Подробно обсуждалось правовое положение, в котором оказалась православная церковь в изменяющихся условиях российской действительности.
Уже с первой сессии начались дискуссии о необходимости восстановления патриаршества. Пожалуй, самым активным поборником того, чтобы восстановить патриаршество, стал епископ Митрофан, а также в поддержку этой идеи выступали члены собора архиепископ Харьковский Антоний и архимандрит Иларион.
Правда, нашлись и противники патриаршества, которые указывали на то, что данное нововведение может сковать соборное начало в церковной жизни, а также привести к абсолютизму в РПЦ. Среди ярых противников выделялся профессор по имени Петр Кудрявцев, а также протоиерей профессор Александр Бриллиантов.
Выборы патриарха
Важное решение в этом году было принято для Русской православной церкви. Поместный собор впервые после долгого перерыва выбрал патриарха. Было определено, что выборы пройдут в два этапа. Это тайное голосование и жребий. Каждый участник имел право написать записку, в которой мог указать только одно имя. На основании этих записок был составлен окончательный список кандидатов. Имена трех лидеров, которые получили больше всего голосов, было решено выбирать на святой престол. Кто из них станет патриархом, решалось путем жребия.
Стоит отметить, что часть членов собора высказалась против такой процедуры. После подсчета записок выяснилось, что лидером первого этапа стал архиепископ Антоний Храповицкий, получивший 101 голос в свою поддержку. За ним следовали митрополит Кирилл Смирнов и Тихон. Причем с заметным отставанием у них оказалось всего по 23 голоса.
Торжественное оглашение результата жребия произошло в конце 1917 года. В храме Христа Спасителя это сделал старец Зосимовой пустыни по имени Алексий Соловьев. Он вытянул жребий перед иконой Владимирской Божией Матери. Именно этого старца для такой важной миссии выбрали не случайно. На тот момент ему исполнился уже 71 год, в поступил в 1898 году, там и был пострижен в монахи. В 1906 году начал заниматься старчеством. Это особый вид иноческой деятельности, который напрямую связан с духовным руководительством. При старчестве специальный человек осуществляет духовное наставничество над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре. Наставничество осуществляется, как правило, в форме советов и бесед, которые старец ведет с приходящими к нему людьми.
К тому времени это был уже достаточно уважаемый человек. Он и огласил имя нового патриарха, которым стал митрополит Тихон. Примечательно, что в результате победил кандидат, за которого изначально подали меньше всего голосов.
Новый патриарх
Патриархом Московским стал Тихон. В миру Василий Иванович Беллавин. Интересна его биография. Он родился в Псковской губернии в 1865 году. Его отец был потомственным священником. Вообще, фамилия Беллавин была весьма распространена на Псковщине как раз среди духовенства.
В 9-летнем возрасте будущий патриарх поступил в духовное училище, затем получил образование в духовной семинарии в самом Пскове.
Патриарх постригся в монахи в 1891 году. Тогда же он и получил имя Тихона. Интересный этап в его биографии - миссионерская деятельность в Северной Америке. В 1898 году он был назначен архиепископом Алеутским и Аляскинским.
В памяти современников патриарх Тихон остался автором громких воззваний, анафем и других заявлений, которые активно обсуждались в обществе.
Так, в 1918 году он издал Воззвание, в котором, в частности, призывал всех опомниться и остановить кровавые расправы, потому что это в действительности сатанинское дело (за него человек может быть сослан в геенну огненную). В сознании общественности закрепилось мнение, что данная анафема была адресована непосредственно большевикам, хотя прямо они ни разу так и не назывались. Патриарх осуждал всех, кто шел против христианских ценностей.
В июле 1918 года в патриарх Тихон открыто осудил расстрел императора Николая II и всей его семьи. Вскоре большевики начали уголовное преследование священнослужителя. К реальному уголовному наказанию его так и не приговорили.
В 1924 году состоялось разбойничье нападение на патриарший дом. Был убит Яков Полозов, который на протяжении многих лет являлся одним из самых близких его помощников. Это нанесло серьезный удар по Тихону. Здоровье его сильно пошатнулось.
В 1925 году он скончался в возрасте 60 лет, по официальной версии, от сердечной недостаточности.
Вторая сессия собора
Возвращаясь к поместному собору, стоит отметить, что в самом начале 1918 года началась вторая сессия, которая продлилась до апреля. Сессия проходила в условиях крайней политической нестабильности в обществе.
Поступало большое количество сообщений о расправах над духовенством. Особенно всех поразило убийство киевского митрополита Владимира Богоявленского. На соборе был принят Приходский устав, который призывал сплотить прихожан в это непростое время вокруг православных храмов. Епархиальному управлению полагалось более активно участвовать в жизни мирян, помогать им справляться с тем, что происходило вокруг.
При этом собор выступил категорически против принятия новых законов о гражданском браке, а также о возможности его безболезненного расторжения.
В сентябре 1918 года собор прекратил работу, не завершив ее до конца.
Третья сессия
Третья сессия была самой непродолжительной. Она проходила с июня по сентябрь 1918 года. На ней участникам предстояло выработать основные соборные определения, которыми должны были руководствоваться высшие органы церковного управления. Рассматривались вопросы о монастырях и их послушниках, привлечении женщин к участию в различных богослужениях, а также об охране церковных святынь от так называемого кощунственного захвата и поругания.
Как раз во время собора произошло убийство императора Николая II и всей его семьи. На соборе после прений был поставлен вопрос о необходимости проведения богослужения, посвященного убийству императора. Было организовано голосование. Против проведения службы высказались около 20 % участников собора. В результате патриарх прочитал заупокойную литию, а во все российские церкви было направлено распоряжение отслужить соответствующие панихиды.
Память о соборе
В память о соборе осталось немало документальных источников. Были среди них и иконописные. Самый известный из них - икона "Отцы поместного собора". Она была написана в 1918 году. На ней изображены все иерархи, которые поддерживали возобновление российского патриархата. Отмечается, что за каждым образом стоит настоящая исповедническая история, которая важна для любого православного.
В преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви существенно возрос интерес к теме церковных Соборов и традиции их проведения в Русской Церкви. Наиболее часто задаваемые в этой связи вопросы прокомментировал научный консультант Пресс-службы Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви секретарь Ученого совета Московской духовной академии доцент протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала «Богослов.ru».
— Отец Павел, расскажите, пожалуйста, что такое Поместный Собор? Какое место он занимает в системе церковной власти?
— Поместный Собор входит в систему органов высшей церковной власти и управления наряду с Архиерейским Собором, а также Священным Синодом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
В системе высшего церковного управления Поместный Собор, согласно пункту 1 раздела II Устава Русской Православной Церкви 2000 года, является органом высшей церковной власти в области вероучения и канонического устроения.
Собор состоит из архипастырей, представителей клира, монашествующих и мирян, и полномочен истолковывать церковное учение, решать канонические, богослужебные и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы отношений между Церковью и государством. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.
— Кто имеет право созывать Поместный Собор?
— Собор не имеет периодичности в своем созыве. Он созывается в зависимости от назревшей необходимости по соответствующему решению, которое должен принимать Архиерейский Собор, или, в исключительном случае, Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод. Исключительным случаем, который предоставляет право Местоблюстителю и Священному Синоду принять решение о созыве Поместного Собора, является кончина Святейшего Патриарха.
— Скажите, пожалуйста, кто, как и почему принял решение о созыве Поместного Собора в 2009 году?
— Решение о созыве Поместного Собора и проведение такового в период с 27 по 29 января 2009 года было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола 10 декабря 2008 года (журнал № 96). В синодальном заседании также приняли участие члены Священного Синода как из числа постоянных, так и временных, вызванных на текущую сессию.
Созыв и проведение Собора было вызвано кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, как о том гласит пункт 16 главы IV Устава 2000 года.
Поместному Собору, в случае его созыва не Архиерейским Собором, а Патриархом (Местоблюстителем Патриаршего престола) и Священным Синодом, как это имело место 10 декабря 2008 года, в обязательном порядке должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил провести заседание Архиерейского Собора в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в период с 25 по 26 января 2009 года (журнал № 96).
— Не могли бы Вы пояснить, какие документы регламентируют работу Поместного Собора?
— Основным документом, на который опирается Поместный Собор в своей работе, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, регламентирующих работу Поместного Собора. К таковым относятся: программа заседаний Собора, повестка дня, регламент заседаний и структура Собора. Поскольку Поместный Собор 2009 года созывается Местоблюстителем Патриаршего престола и Священным Синодом, то проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем выносятся на утверждение Поместного Собора.
Специально созданная Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви разработала проекты программы заседаний, повестки дня, регламента заседаний, которые и были предложены к рассмотрению Архиерейского Собора на заседании Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 104) под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола.
— Почему накануне Поместного Собора необходимо проводить Архиерейский Собор?
С требованием об обязательности проведения Архиерейского Собора накануне Собора Поместного выступает Устав 2000 года. Причем Архиерейский Собор предваряет заседания Поместного Собора вне зависимости от того, кто выступил инициатором созыва Поместного Собора: Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод или сам Архиерейский Собор. Последний несет ответственность за подготовку Поместного Собора.
Архиерейский Собор разрабатывает, предварительно одобряет и выносит на рассмотрение Поместного Собора программу заседаний, повестку дня, регламент заседаний и структуру Собора (либо утверждает указанные документы в случае созыва Собора Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом), принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.
Проведение Архиерейского Собора 25-26 января 2009 года необходимо еще и для того, чтобы избрать тайным голосованием трех кандидатов на Патриарший престол, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним Уставом.
— Скажите, пожалуйста, кто определяет состав участников Поместного Собора?
— Устав 2000 года закрепляет норму о составе Поместного Собора из архиереев (как епархиальных, так и викарных, являющихся членами Собора по положению), а также представителей клира, монашествующих и мирян (количество и порядок избрания последних трех категорий устанавливаются Архиерейским Собором).
В исключительных случаях Устав предоставляет возможность установить процедуру избрания делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квоту Священному Синоду. Решение Синода в таком случае подлежит утверждению Архиерейского Собора. Опираясь на указанную норму, Священный Синод 10 декабря 2008 года принял «Положение о составе Поместного Собора» (журнал № 96), которым детализировал указания Устава о составе Собора.
Согласно «Положению» членами Поместного Собора являются: руководители синодальных учреждений (Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Отдела катехизации и религиозного образования, Отдела благотворительности и социального служения, Миссионерского отдела, Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи), ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наместники мужских ставропигиальных монастырей в епископском сане, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (ее персональный состав был утвержден на заседании Священного Синода от 10 декабря 2008 года (журнал № 96)).
Кроме того, по квоте от Духовных семинарий избираются на ректорском совещании пять делегатов, а от женских ставропигиальных монастырей на съезде их настоятельниц избираются четыре делегата.
Согласно пункту 11 «Положения о составе Поместного Собора» от каждой епархии Русской Православной Церкви избираются три делегата (один клирик, один монашествующий и один мирянин), а от Патриарших приходов в Канаде, в США и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин).
Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 105) перечень Патриарших приходов, представляющих по два делегата на Собор, был расширен за счет Патриарших приходов в Туркменистане и в Италии.
— Как в епархиях или Патриарших приходах происходят выборы делегатов на Собор?
— Устав 2000 года и «Положение о составе Поместного Собора» от 10 декабря 2008 года не регламентируют процедуру избрания делегатов на Собор.
«Положение» указывает, что делегаты на Собор избираются епархиальным собранием (общеприходским собранием в отношении Патриарших приходов в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах) по установленной самим собранием процедуре из лиц православного исповедания, отвечающих качествам, указанным в пункте 32 главы XI Устава для членов приходов Русской Православной Церкви, и проживающих на территории той епархии (прихода), от которой они избираются.
— Может ли принимать участие в заседаниях Собора кто-либо помимо его участников?
— Устав в пункте 16 раздела II предусматривает возможность участия в открытых заседаниях Собора, помимо членов последнего, приглашенных богословов, специалистов, наблюдателей и гостей (логика Устава не позволяет подобного участия в закрытых заседаниях). Степень участия приглашенных лиц в соборных заседаниях отличается от той, которая касается членов Собора. Устав гласит, что в любом случае приглашенные лица не имеют права участвовать в голосовании.
— Не могли бы Вы напомнить, какие требования предъявляются к кандидатам на Патриарший престол?
— Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви и отвечать требованиям, предъявляемым ему пункте 17 раздела IV Устава, а именно: обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться как доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, так и «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7). Возраст кандидата на Патриарший престол не должен быть менее сорока лет.
— Когда и в связи с чем созывались Поместные Соборы Русской Православной Церкви в ХХ веке?
— В ХХ столетии состоялось несколько Поместных Соборов Русской Православной Церкви, для большинства из которых главными деяниями было избрание Предстоятелей Русской Церкви и принятие положений и уставов об управлении РПЦ.
Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее церковное управление и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал на Всероссийский Патриарший престол Святителя Тихона (Белавина). В специальном разделе портала «Богослов.ru», который посвящен вопросам Соборов и Патриаршества, размещены практически все документы, связанные с этих собором — постановления, деяния, биографии соборян, обзоры сессий.
Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви.
Поместный Собор 1971 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова).
Поместный Собор 1988 года был посвящен Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который вобрал в себя многое из того, чего достиг в устройстве высшего церковного управления Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Несомненным преимуществом Устава 1988 года стало правовое регулирование статуса, компетенции, состава, внутренней структуры, порядка работы и принятия решений Архиерейским Собором, чего не знали ни определения Собора 1917-1918 годов, ни Положение 1945 года.
Поместный Собор 1990 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Ридигера), который совершал свое первосвятительское служение в Русской Православной Церкви до блаженной кончины 5 декабря 2008 года.
— Какие вопросы помимо избрания Патриарха будут обсуждаться на предстоящем Поместном Соборе?
— Конкретные вопросы повестки дня Поместного Собора окончательно формируются Архиерейским Собором, который вносит их на утверждение Поместного Собора. Последний при утверждении повестки дня вправе внести в нее изменения, дополнив новыми вопросами для рассмотрения.
— Как известно, по завершении Поместного Собора состоится интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви. Не могли бы Вы пояснить смысл этого термина в его церковном значении?
— Термин «интронизация» буквально означает «возведение на престол», аналог которого в церковно-славянском языке — «настолование». Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру. В древности кафедрой архиерея было седалище (трон) епископа, которое располагалось на горнем месте; впоследствии кафедра была перенесена в центр храма.
До сих пор сохранились древние храмы V-VI вв., в которых кафедра представляет собой значительно поднятое место — до нескольких метров, к которому ведет несколько лестниц. Во внебогослужебное время кафедра Патриарха на Руси располагалась справа от Царских Врат, в то время как царское место находилось слева, у правого переднего столба храма.
— Как по традиции происходит интронизация избранного Патриарха в Русской Православной Церкви?
— Интронизация совершается во время Божественной литургии с облачением новоизбранного Патриарха в Патриаршие одежды и вручением ему Патриаршего посоха. Одежды Предстоятеля Церкви имеют ряд отличий от одеяний других архиереев. Это, прежде всего, особый головной убор — белый куколь, на лобной стороне и передних концах которого вышиты изображения шестикрылых серафимов, а на вершине Патриаршего куколя находится крест. Иной цвет имеет Патриаршая мантия — зеленый, в то время как у митрополитов она голубого цвета, а у остальных архиереев — фиолетового.
Во время богослужения Патриарх носит две панагии и крест, что также является особым отличием. Следует также назвать и Патриаршии инсигнии (знаки власти), которые отличают богослужение Патриарха от обычного архиерейского. Это предносной крест, орлец, который в средневековой Руси был признаком именно Патриаршего богослужения, а также Патриарший жезл и иерусалимы — особые сосуды, с которыми Патриаршии дьякона совершают каждение.
Более подробно об этих и других особенностях облачения и богослужения Патриарха, а также об истории интронизации в Византии и на Руси можно познакомиться на портале «Богослов.ru» в разделе, посвященном Соборам и Патриаршеству.
ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ - в христианстве разновидность церковных соборов, которые обладают высшими властными полномочиями в границах отдельных поместных церквей.
Тра-ди-ци-он-но к поместным соборам от-но-сят так-же со-бо-ры, ко-то-рые по важ-но-сти при-ня-тых ре-ше-ний и по пред-ста-ви-тель-но-сти уча-ст-ни-ков (Ан-кир-ский (314), Сар-ди-кий-ский (340-е годы), Лао-ди-кий-ский (около 360), кон-стан-ти-но-поль-ские со-бо-ры (иси-ха-ст-ские) 1341 года, 1347 и 1351 годов, и другие) пре-вос-хо-ди-ли со-бо-ры отдельных по-ме-ст-ных церк-вей.
К ком-пе-тен-ции поместного собора от-но-сят-ся все де-ла, ка-саю-щие-ся по-ме-ст-ной Церк-ви, ко-то-рые, од-на-ко, долж-ны ре-шать-ся в со-от-вет-ст-вии с об-ще-цер-ков-ны-ми дог-ма-та-ми и ка-но-на-ми; в про-тив-ном слу-чае по-ме-ст-ная Цер-ковь рис-ку-ет от-пасть от ка-фо-лического един-ст-ва. Поместный собор яв-ля-ет-ся так-же су-деб-ным уч-ре-ж-де-ни-ем (выс-шая ин-стан-ция при рас-смот-ре-нии спо-ров ме-ж-ду епи-ско-па-ми о гра-ни-цах их об-лас-тей, по жа-ло-бам кли-ри-ков на чу-жо-го ар-хие-рея и по жа-ло-бам на епи-ско-пов с об-ви-не-ни-ем их в дей-ст-ви-ях, не-со-вмес-ти-мых с дос-то-ин-ст-вом ар-хие-рей-ско-го са-на; для ми-рян и кли-ри-ков, в от-но-ше-нии ко-то-рых епи-скоп из-рёк при-го-вор об их от-лу-че-нии, - апел-ля-ци-он-ная ин-стан-ция). Что-бы по-ста-нов-ле-ния со-бо-ра име-ли за-кон-ную си-лу, он дол-жен со-сто-ять не ме-нее чем из 3 ие-рар-хов - 1 ми-тро-по-ли-та и 2 епи-ско-пов. Пред-се-да-тель-ст-во на поместном соборе при-над-ле-жит пер-во-му епи-ско-пу по-ме-ст-ной Церк-ви. Пер-во-иерарх из-би-ра-ет-ся и по-став-ля-ет-ся со-бо-ром за-ви-ся-щих от не-го епи-ско-пов; в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти под-ле-жит их су-ду. Со-став и рег-ла-мент поместного собора ус-та-нав-ли-ва-ют-ся са-ми-ми по-ме-ст-ны-ми це-рк-ва-ми.
Уни-вер-са-ли-ст-ский цен-тра-лизм Рим-ско-ка-то-лической церк-ви ис-клю-ча-ет ту сте-пень са-мо-стоя-тель-но-сти ме-ст-ных церк-вей, ко-то-рая су-ще-ст-ву-ет в пра-во-сла-вии, и, со-от-вет-ст-вен-но, на-ли-чие по-ме-ст-ных ав-токе-фаль-ных церк-вей, по-это-му в ка-то-ли-циз-ме ме-ст-ные цер-ков-ные со-бо-ры не име-ли то-го ста-ту-са и зна-че-ния, ка-кое при-да-ёт-ся поместным соборам в пра-во-сла-вии.
В Рус-ской церк-ви в пе-ри-од до уч-ре-ж-де-ния её ав-то-ке-фа-лии (1448), ко-гда она пред-став-ля-ла со-бой ми-тро-по-лию Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха-та, выс-шая власть при-над-ле-жа-ла со-бо-ру епи-ско-пов ми-тро-по-лии. Вви-ду об-шир-но-сти тер-ри-то-ри-аль-ной юрис-дик-ции Русской ми-тро-по-лии в со-бо-рах обык-но-вен-но уча-ст-во-ва-ла лишь часть епи-ско-па-та.
Со вре-ме-ни на-ча-ла ав-то-ке-фа-лии (Московская ми-тро-по-лия, Московский пат-ри-ар-хат), по-ми-мо со-бо-ров ис-клю-чи-тель-но епи-скоп-ско-го со-ста-ва, ста-ли со-зы-вать-ся, осо-бен-но для ре-ше-ния об-ще-цер-ков-ных во-про-сов, так-же со-бо-ры ши-ро-ко-го со-ста-ва, так называемые Ос-вя-щен-ные со-бо-ры (все - в Мо-ск-ве): со-бо-ры 1490 и 1504 годов, осу-див-шие ересь «жи-дов-ст-вую-щих», со-бор 1503 года, так называемые ма-карь-ев-ские со-бо-ры 1547 и 1549 годов, Сто-гла-вый со-бор 1551 года и многие другие. Кро-ме епи-ско-пов, к уча-стию в них при-вле-ка-лись ар-хи-ман-д-ри-ты и игу-ме-ны так называемых сте-пен-ных (наи-бо-лее зна-чи-мых) мо-на-сты-рей, на-стоя-те-ли московских крем-лёв-ских со-бор-ных и при-ход-ских церк-вей, в них уча-ст-во-ва-ли так-же ве-ли-кие кня-зья мо-с-ков-ские (с 1547 ца-ри) со сви-той. При при-ня-тии ре-ше-ний на Ос-вя-щен-ных со-бо-рах ре-шаю-щий го-лос при-над-ле-жал епи-ско-пам и го-су-да-рю.
Осо-бен-но мно-го со-бо-ров со-зы-ва-лось во 2-й половине XVII века, что бы-ло свя-за-но с при-ня-ти-ем Со-бор-но-го уло-же-ния 1649 года, цер-ков-ны-ми ре-фор-ма-ми, цер-ков-но-государственной кол-ли-зи-ей, воз-ник-шей в свя-зи с ос-тав-ле-ни-ем пат-ри-ар-ше-го пре-сто-ла пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном, и другими. В Боль-шом Московском со-бо-ре 1666-1667 годов, рас-смат-ри-вав-шем во-про-сы про-ти-во-дей-ст-вия цер-ков-но-му рас-ко-лу (смотреть Ста-ро-об-ряд-че-ст-во) и «де-ло пат-ри-ар-ха Ни-ко-на», по при-гла-ше-нию ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча и русских ар-хие-ре-ев при-ня-ли уча-стие алек-сан-д-рий-ский и ан-ти-охий-ский пат-ри-ар-хи и пред-ста-ви-тель кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха. Со-бор под-твер-дил свя-щен-ный ав-то-ри-тет греческих цер-ков-ных чи-нов и бо-го-слу-жеб-ных книг; со-ста-вил «На-став-ле-ние ду-хов-ное», в ко-то-ром осу-дил цер-ков-ный рас-кол и пред-пи-сал со-вер-шать все бо-го-слу-же-ния со-глас-но ре-фор-ми-ро-ван-но-му ка-но-ну; ана-фе-мат-ст-во-вал всех, при-дер-жи-вав-ших-ся ста-рых об-ря-дов; ли-шил пат-ри-ар-ха Ни-ко-на пат-ри-ар-ше-го и свя-щен-но-го са-на; из-брал 3 кан-ди-да-тов в пат-ри-ар-хи, из ко-то-рых царь от-дал пред-поч-те-ние Ио-а-са-фу (пат-ри-арх Ио-а-саф II); от-ме-нил прак-ти-ку под-суд-но-сти ду-хов-ных лиц свет-ским вла-стям; при-нял ряд оп-ре-де-ле-ний от-но-си-тель-но бла-го-чес-тия и дис-ци-п-ли-ны.
По-сле уп-разд-не-ния пат-ри-ар-ше-ст-ва в си-но-даль-ный пе-ри-од ис-то-рии Русской церк-ви (XVIII - начало XX веков) со-бо-ры не со-зы-вались, ор-га-ном выс-шей цер-ков-ной вла-сти яв-лял-ся Свя-тей-ший Пра-ви-тель-ст-вую-щийСи-нод, за-се-дав-ший на ре-гу-ляр-ной ос-но-ве.
В начале XX века российской цер-ков-ной об-ще-ст-вен-но-стью ак-тив-но об-су-ж-дал-ся во-прос о со-зы-ве ка-но-ни-че-ски пол-но-цен-но-го поместного собора. В 1906 году про-хо-ди-ла ра-бо-та Пред-со-бор-ного при-сут-ст-вия, а с 1912 года - Пред-со-бор-но-го со-ве-ща-ния. Ре-ше-ние о со-зы-ве Все-рос-сий-ско-го поместного собора при-ня-то Си-но-дом 29.4(12.5).1917 года, по-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года. Вы-бо-ры чле-нов поместного собора бы-ли 3-сту-пен-ча-ты-ми: на уров-не при-хо-да, на уров-не бла-го-чи-ния и на уров-не епар-хии. От ка-ж-дой епар-хии вы-дви-гались 1 епи-скоп, 2 кли-ри-ка и 3 ми-ря-ни-на. Все-го бы-ло из-бра-но 564 де-ле-га-та. Пол-но-мо-чия уча-ст-ни-ков поместного собора в епи-скоп-ском са-не от-ли-ча-лись от пол-но-мо-чий других уча-ст-ни-ков, по-сколь-ку все важ-ные ре-ше-ния пле-ну-ма со-бо-ра под-ле-жа-ли ут-вер-жде-нию на ар-хие-рей-ском со-ве-ща-нии.
Поместный собор ра-бо-тал с 15(28).8.1917 года по 20.9.1918 года в 3 сес-сии (1-я сес-сия: август - декабрь 1917 года, 2-я сес-сия: январь - апрель 1918 года, 3-я сес-сия: июль - сентябрь 1918 года). Од-ним из наи-бо-лее важ-ных дея-ний со-бо-ра ста-ло вос-ста-нов-ле-ние в но-ябре 1917 года пат-ри-ар-ше-ст-ва. Кан-ди-да-та-ми в пат-ри-ар-хи, на-брав-ши-ми наи-боль-шее чис-ло го-ло-сов, бы-ли ар-хи-епи-ско-пы Харь-ков-ский и Ах-тыр-ский Ан-то-ний (Хра-по-виц-кий), Нов-го-род-ский и Ста-ро-рус-ский Ар-се-ний (Стад-ниц-кий) и митрополит Мо-с-ков-ский и Ко-ло-мен-ский Ти-хон (Бе-ла-вин). Из них по-сред-ст-вом жре-бия пат-ри-ар-хом Мо-с-ков-ским и всея Рос-сии стал митрополит Ти-хон. Бы-ли вы-ра-бо-та-ны прин-ци-пы цер-ков-но-го управ-ле-ния, со-глас-но ко-то-рым выс-шая за-ко-но-дательная, административная, су-деб-ная и кон-тро-ли-рую-щая власть при-над-ле-жа-ли пе-рио-ди-че-ски со-зы-вае-мо-му поместному собору в со-ста-ве епи-ско-пов, кли-ри-ков и ми-рян; так называемый Боль-шой со-бор дол-жен был со-зы-вать-ся 1 раз в 10 лет; со-ве-ща-ние епи-ско-пов, ут-вер-ждав-шее важ-ней-шие со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, вхо-ди-ло в поместный собор, но не воз-глав-ля-ло его; ис-клю-чи-тель-ной пре-ро-га-ти-вой поместного собора яв-ля-лось из-бра-ние пат-ри-ар-ха; пат-ри-арх воз-глав-лял цер-ков-ное управ-ле-ние, пат-ри-арх и ор-га-ны выс-ше-го цер-ков-но-го управ-ле-ния под-от-чёт-ны поместному собору; на-ря-ду со Свя-щен-ным Си-но-дом соз-да-вал-ся Выс-ший цер-ков-ный со-вет (ВЦС), со-сто-яв-ший из епи-ско-пов, кли-ри-ков и ми-рян, в круг обя-зан-но-стей ко-то-ро-го вхо-ди-ли ор-га-ни-зационные и хо-зяйственные сто-ро-ны цер-ков-ной жиз-ни.
Про-ве-де-ние в жизнь при-ня-тых поместным собором 1917-1918 годов ре-ше-ний ока-за-лось не-воз-мож-ным по по-ли-тическим при-чи-нам. Со-бо-ры в Русской церк-ви не со-зы-ва-лись до 8.9.1943 года, ко-гда в ус-ло-ви-ях Великой Отечественной вой-ны с раз-ре-ше-ния вла-стей в Мо-ск-ве со-бор ар-хиерей-ско-го со-ста-ва из-брал пат-ри-ар-хом Мо-с-ков-ским и всея Ру-си митрополита Сер-гия (Стра-го-род-ско-го).
По-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Сер-гия поместный собор про-хо-дил в Мо-ск-ве 31.1-4.2.1945 года. По-ми-мо из-бра-ния но-во-го пред-стоя-те-ля - пат-ри-ар-ха Алек-сия I (Си-ман-ско-го), со-бор при-нял По-ло-же-ние об управ-ле-нии Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, ко-то-рое пре-ду-смат-ри-ва-ло су-ще-ст-во-ва-ние 3 ор-га-нов со-бор-ной вла-сти: поместного собора ши-ро-ко-го со-ста-ва, ар-хие-рей-ско-го со-бо-ра, со-зы-вае-мых по ме-ре не-об-хо-ди-мо-сти, а так-же по-сто-ян-но дей-ст-вую-ще-го Свя-щен-но-го Си-но-да ис-клю-чи-тель-но епи-скоп-ско-го со-ста-ва. С этих пор в РПЦ по-ня-тие «Поместный собор» за-кре-пи-лось за со-бо-ра-ми ши-ро-ко-го со-ста-ва. По По-ло-же-нию… 1945 года поместный собор яв-лял-ся ин-стан-ци-ей, ко-то-рой под-чи-не-ны ар-хи-ерей-ские со-бо-ры: все ре-ше-ния ар-хие-рей-ских со-бо-ров, всту-пая в си-лу с мо-мен-та их при-ня-тия, под-ле-жа-ли ут-вер-жде-нию на по-сле-дую-щем поместном соборе. Ре-шаю-щим го-ло-сом на поместном соборе поль-зо-ва-лись лишь епи-ско-пы, го-ло-со-вав-шие, од-на-ко, не толь-ко от се-бя лич-но, но и от име-ни всех кли-ри-ков и ми-рян сво-ей епар-хии (не толь-ко от име-ни тех, кто при-сут-ст-во-вал на со-бо-ре).
Оче-ред-ной поместный собор, со-зван-ный по-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Алек-сия I, про-хо-дил в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 30.5-2.6.1971 года, на нём впер-вые уча-ст-во-ва-ли жен-щи-ны. Со-бор из-брал но-вым пат-ри-ар-хом митрополита Пи-ме-на (Из-ве-ко-ва), снял ана-фе-му на ста-ро-об-ряд-цев («клят-вы на ста-рые об-ря-ды»).
Поместный собор в рам-ках празд-но-ва-ния 1000-ле-тия Кре-ще-ния Ру-си про-хо-дил в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 6-9.6.1988 года. Вза-мен ус-та-рев-ше-го По-ло-же-ния… 1945 года со-бор при-нял Ус-тав об управ-ле-нии Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, ко-то-рый внёс су-ще-ст-вен-ные из-ме-не-ния в ста-тус поместного собора, в ча-ст-но-сти пра-во ре-шаю-ще-го го-ло-са пре-дос-тав-ля-лось всем чле-нам со-бо-ра, вклю-чая кли-ри-ков и ми-рян. Ус-тав пре-ду-смат-ри-вал при оп-ре-де-лён-ных об-стоя-тель-ст-вах воз-мож-ность со-зы-ва в рам-ках поместного собора ар-хие-рей-ско-го со-ве-ща-ния, ко-то-рое дву-мя тре-тя-ми го-ло-сов пра-во-моч-но от-ме-нить ре-ше-ние, при-ня-тое пле-ну-мом по-ме-ст-но-го со-бо-ра.
По-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Пи-ме-на со-зван поместный собор, про-хо-див-ший в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 7-8.6.1990 года. Впер-вые в советский пе-ри-од вы-бо-ры пат-ри-ар-ха, ко-то-рым стал Алек-сий II (Ри-ди-гер), про-хо-ди-ли на аль-тер-на-тив-ной ос-но-ве пу-тём тай-но-го го-ло-со-ва-ния. Поместный собор 27-28.1.2009 года, со-зван-ный в Мо-ск-ве по-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Алек-сия II, из-брал но-во-го пред-стоя-те-ля Русской церк-ви - пат-ри-ар-ха Ки-рил-ла (Гун-дяе-ва).
Со-от-но-ше-ние пол-но-мо-чий по-ме-ст-но-го и ар-хие-рей-ско-го со-бо-ров пе-ре-смот-ре-но в но-вом Ус-та-ве Рус-ской пра-во-слав-ной церк-ви, при-ня-том Ар-хие-рей-ским со-бо-ром 2000 года (с кор-рек-ти-ва-ми 2013 года). Со-став поместного собора, кво-та пред-ста-ви-тель-ст-ва на нём епар-хий и иных цер-ков-ных уч-ре-ж-де-ний и по-ря-док из-бра-ния из-би-рае-мых чле-нов со-бо-ра ус-та-нав-ли-ва-ют-ся специальным по-ло-же-ни-ем (2013). Ус-тав не пре-ду-смат-ри-ва-ет в со-зы-ве поместного собора пе-рио-дич-но-сти. Поместный собор из-би-ра-ет пат-ри-ар-ха, при-ни-ма-ет ре-ше-ния о пре-дос-тав-ле-нии ав-то-ке-фа-лии, ав-то-но-мии или са-мо-управ-ле-ния час-тям Русской церк-ви, по пред-ло-же-нию Ар-хие-рей-ско-го со-бо-ра вы-ра-ба-ты-ва-ет по-зи-ции по важ-ней-шим во-про-сам цер-ков-ной жиз-ни, за-бо-тит-ся о со-хра-не-нии чис-то-ты пра-во-слав-но-го ве-ро-уче-ния, хри-сти-ан-ской нрав-ст-вен-но-сти и бла-го-чес-тия. Ре-ше-ни-ем поместного собор 2009 года об-ра-зо-ва-но Меж-со-бор-ное при-сут-ст-вие, дей-ст-вую-щее на по-сто-ян-ной ос-но-ве и при-зван-ное го-то-вить про-ек-ты до-ку-мен-тов, при-ни-мае-мых на по-ме-ст-ных и ар-хие-рей-ских со-бо-рах, а так-же Си-но-дом.