Когда нужно идти в церковь перед школой. Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит
В жизни каждого православного человека иногда появляется необходимость прийти в церковь. Причины тому могут быть совершенно разные: иногда человек заходит в большой, известный храм ради любопытства или же он, хотя и редко, приходит в церковь по большим праздникам, таким как Рождество или Пасха, но у некоторых появляется искреннее желание регулярно посещать службы, то есть стать воцерковленным, полноценным и равноправным членом православной церкви. Воцерковление каждого человека начинается не только с посещения служб, но и со знания и соблюдения определенных церковных правил, которые необходимо выполнять, чтобы осознанно выполнять требования церковного устава, проходящих служб и молебнов, а самое главное, чтобы своим поведением не оскорбить чувств глубоко верующих и молящихся прихожан. При первичном появлении в храме новичков их можно определить по их растерянному взгляду, часто задаваемым вопросам, а иногда отклонений от устоявшихся церковных правил. Либо женщины придут без платочка, в брюках, свечку не вовремя поставят, да ещё и нательный крестик дома забудут. И тут на них с осуждением уже налетают всезнающие бабушки, которые несомненно есть в любом храме. Искренне желая следовать церковным канонам и правилам, они безжалостно, хотя и шёпотом, ругают таких новичков. Бывает очень жалко смотреть, как бедные новички, изрядно сконфузившись, уходят из храма, и быть может навсегда, оставив негативное отношение не только к этой церкви, но и к православию в целом. Становится грустно смотреть на такую картину. Ведь совершенно нормальный порыв человеческой души приобщиться к религии своих предков — православию, потребность в общении с Богом были жёстко прерваны из-за каких-то элементарных нарушений правил поведения в храме.
Перед началом службы
Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают трижды крестное знамение и поясной поклон. По дороге в храм не нужно отвлекаться мирскими разговорами со спутниками, а читать молитву: «Иду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему, с благоговением к Тебе». При незнании ее следует повторять молитву мытаря: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».
Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. У дверей храма следует остановиться и совершить три поясных поклона с молитвами:
«Боже, милостив будь ко мне, грешному».
«Создавший меня, Господи, помилуй меня».
«Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради
Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.»
Но можно прочесть «Отче наш». Если не знаете эту молитву, можно просто перекреститься и сказать: «Господи, помилуй».
При входе на паперть надо снова перекреститься. Именно здесь оставьте все мысли о посторонних темах и сосредоточьтесь на духовных вещах.
Но в тоже время не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.
Прежде, чем войти в храм, выключите мобильный телефон, чтобы не нарушать духовную атмосферу храма звуками звонков. Тем более, недопустимо в церкви говорить по телефону.
Когда идете в храм Божий, еще дома приготовьте деньги на свечи, просфоры и церковные сборы. Неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.
На нашей грешной земле Святой Храм есть единственное место, где мы можем укрываться от бурь и непогод жизни, от житейской нравственной грязи. Храм есть подобие неба на земле. В храме с нами «невидимо силы небесные служат». Помните и знайте Святой Храм есть дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, а посему и поведение наше в храме должно соответствовать его святости и величию. В Святой Храм необходимо входить со смирением и кротостью, чтобы и из Храма выйти оправданным, как смиренный Евангельский мытарь.
Когда входите в Храм и видите Святые Иконы, думайте о том, что Сам Господь и все Святые смотрят на тебя, поэтому будьте в это время особенно благоговейны и имейте страх Божий. Здесь подразумевается не сам страх, а глубочайшее уважение и любовь к Господу.
На богослужение прихожан собирает колокольный звон за 15 минут до его начала. Поэтому, придя заранее, вы успеете приобрести церковные книги, иконы, свечи, кресты, поговорить со священнослужителем, подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам. Всё это можно сделать только до начала службы или после нее. Во время богослужения можно приобрести только свечки. Кстати, не пытайтесь за одно посещение поставить свечи ко всем иконам сразу, чтобы ваше хождение по храму не отвлекало других прихожан от молитв. Лучше посетите церковь еще раз. По той же причине нежелательно просить впереди стоящих передать свечу, чтобы поставить перед иконой. Дождитесь конца богослужения и поставьте свечу сами, куда хотите.
Придя в храм, необходимо приложиться к главной праздничной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеёй. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного образа, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Также совершаются поясные поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.
Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. В течение службы к иконе приложится много человек, так на что же она будет похожа в конце богослужения, если женщины будут чмокать ее накрашенными губами? Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому образу, кто на ней изображен.
Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставите эту свечку. Свеча — это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.
Не положено проходить между Царскими вратами и аналоем, если же вы проходите перед аналоем, совершите малый поклон, осеняя себя крестным знамением. Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Выбирая место для молитвы в храме, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие этот храм и стоящие обычно на одном и том же месте, начинают считать это место «своим». В случае если вы случайно встали на «чьё-то» место и вас попросили его освободить, не перечьте и тихо отойдите на другое место, — не нарушайте своего молитвенного настроения спором.
Всем, кто опоздал к началу службы, следует войти без шума, не мешать другим прихожанам, занять свободное место, ближайшее к выходу, постаравшись при этом не загородить проход.
Увидев в храме знакомых, достаточно молчаливого поклона в знак приветствия или тихо поздороваться. Целоваться, обниматься, жать руки, громко разговаривать не стоит. Не здоровайтесь в Храме за руку и ни о чем не спрашивайте, будьте в Святом Храме истинно скромными.
В церкви не положено держаться за руки. Категорически запрещено смеяться, жевать, держать руки в карманах и громко разговаривать. Нельзя фотографировать и пользоваться мобильниками. Их лучше выключить перед входом в храм.
В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.
Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).
В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.
Богослужение в храме принято совершать 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то вы можете тихо постоять и помолиться, поставить свечи. Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно. И это не лишено здравого смысла: простой невоцерковлённый человек не сразу поймет, что вообще происходит, он даже не поймет, что говорят и поют (потому что богослужение происходит на церковославянском языке), поэтому имеет смысл хотя бы видеть происходящее.
Во время богослужения
Приходя в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочки, которые стоят в притворе или внутри храма. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.
В храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.
Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Перед Причастием нельзя ничего есть и пить, начиная с двенадцати часов ночи. Исключение делается для тех, кому необходимо что-нибудь съесть или попить по предписанию врача.
Перед Святым Причащением необходимо помириться с ближними, первому попросить прощенья за грехи вольные и невольные.
К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет. Подходите к Святому Причащению смиренно и благоговейно, по очереди, не толкаясь, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причаститесь Святых Тайн. Не крестясь, чтобы случайно не толкнуть, поцелуйте чашу, и молча отойдите к столику с запивкой. Причастники выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении в храме или прочитывают их дома по молитвослову. По окончании Литургии подойдите приложиться к Кресту, который дает для целования верующим священник. Выходя из Храма, благоговейно перекреститесь.
Не пропускай воскресные и праздничные службы в храме. Приучайте детей ходить в Храм, учите их молиться и вести себя в храме благоговейно.
Ведь преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Верный признак омертвения души — уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий».
Церковные записки
Православные христиане подают во время Божественной литургии — главного христианского богослужения — записки о здравии живых своих родственников и, отдельно, о упокоении умерших. Записки подают перед началом службы, обычно там же, где покупают свечи.
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
- Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
- Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».
- Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
- Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
- Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артёма, а Артемия; не Юрия, а Георгия; не Светланы а Фотиньи).
- Именами, такими как Евгений, Александр, могут быть названы как мужчины, так и женщины, поэтому нужно рядом с именем указать пол поминаемого человека.
- Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
- Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
- Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
- Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
- Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
- В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению, святого и праведного Иоанна Кронштадтского), молиться уже не нужно, т.к. Церковь причисляя их к лику святых подразумевает, что они уже находятся в Царствии Небесном.
О здравии поминают имеющих христианские имена, даже не крещённых, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;
На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.
Крестное знамение
Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа) — сложив и прижав к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба (для освящения ума), затем чрева живота (для освящения чувств), правого и левого плеч (для освящения телесных сил) и поклонитесь. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь мы ему поклоняемся.
Когда в церкви народ осеняют крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все накладывают на себя крестное знамение, преклоняя голову.
Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием или трикирием), или когда священник благословляет рукой, освящая нас силой благодати Божией, а также когда кадят ладаном к предстоящим.
Лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе!» — все осеняют себя крестным знамением и восклицают: «Воистину воскресе!».
Мы должны осенять себя крестным знамением и поклоняться пред святыней (крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Тайнами) или при произнесении пасхального приветствия.
Во время Богослужения креститься принято при славословиях святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из Храма.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, ведь при этом мы взываем к Господней Любви и благодати, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.
Благословение
Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.
Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. При встрече и прощании со священником не принято говорить здравствуйте или до свидания, но говорят: «Благословите». Благословение получают у священника или епископа (архиерея), но не у диакона (их легко отличить по одеянию).
Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и поцеловать десницу (правую руку) благословляющего в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет. Креститься при этом не нужно. Приветствие — это лишь одно значение благословения, второе — разрешение, дозволение, напутствие.
- ♦ Батюшка, благословите поехать в отпуск.
- ♦ Батюшка, благословите сдавать экзамены.
- ♦ Батюшка, благословите начать пост.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
Свеча
Человек, переступивший порог храма, как правило подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Ведь православный храм невозможно представить без зажжённых свечей.
Свечи зажигают одну от другой, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой.
Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.
Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли помолиться.
Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.
Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.
Одежда
Верующие приходят в храм в одеянии, соответствующем их полу. То, в чем позволительно ходить на улице или на пляже, совершенно неприемлемо в церкви. Ни в коем случае нельзя приходить в таком виде на богослужения. Нескромная одежда нарушает благолепие храмовой обстановки. Храм — это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия. Приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.
Женщинам одеваться в церковь следует благопристойно, скромно. Предпочтительны спокойные, темные тона, недопустимы кричащие. Нельзя надевать в церковь мини-юбку, шорты, прозрачную блузу, одежду с глубоким декольте, слишком открытые топы и майки.
Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. С непокрытой головой прийти в церковь могут только девственницы — имейте это в виду. Не стоит пользоваться косметикой. Особенно недопустима помада на губах. Недопустимо причащаться Святых Таин прикладываться к святыням, иконе или кресту накрашенными губами.
На причастии и на исповеди на женщине обязательно должна быть юбка, а уж если её нет, то во многих храмах можно косынку и юбку на завязочках взять напрокат, чтобы надеть прямо поверх мини-юбки или джинсов.
Наносить парфюмы следует очень осторожно или не наносить вовсе, так как во время службы в церкви может стать душно и без того. Поэтому вполне достаточно будет дезодоранта, и то при условии, что он не обладает резким запахом.
Крайне нежелательно приходить в храм с макияжем. По крайней мере, добейтесь, чтобы он был максимально незаметным.
Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде. Одежда должна быть максимально скрывающая тело. Во время Страстной недели и дни траура носят одежду темных цветов, а на торжественные религиозные праздники в храм приходят в светлых одеждах.
Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.
Другие церковные правила
Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в Храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
Хорошо, если в Храме есть место, где вы привыкли стоять. Проходите к нему тихо и скромно, без суеты, а встав сотворите три поклона. Если же такого места пока нет, не смущайтесь. Не мешая другим, постарайтесь встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это не возможно, встаньте на свободное место и внимательно совершайте внутреннюю молитву.
Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других. Входя в Храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.
Древний церковный обычай устанавливает, что если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины — на левой, освобождая центральный проход.
Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову.
В Храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не только присутствующий. Нужно, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми.
Кроме того, и по сей день во многих храмах можно наблюдать благочестивое правило, ког¬да женщины пропускают вперед мужчин во время елеопомазания, причащения, прикла¬дывания к праздничной иконе и ко Кресту. А детей или родителей с детьми пропускают точно во всех храмах.
Если приходите с детьми, следите, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти, скажите, чтобы, перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их.
Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведите или вынесите его.
До конца Богослужения никогда, без крайней надобности, не уходите из Храма, ибо это грех перед Богом.
Никогда не позволяйте ребенку есть в Храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб. Родители иногда дают целую просфору даже совсем маленьким детям, которые крошат ее по всему полу. Люди ходят по этим крошкам и невольно топчут священный хлеб. Не лучше ли родителям самим давать своим детям по кусочку просфоры и следить за тем, чтобы они не крошили. Иногда дети приходят в церковь с жевательной резинкой во рту. Это совершенно недопустимо.
В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет.
В каждой церкви существует сбор пожертвований. Участвовать в этом можно по желанию. Жертвовать можно не только деньги, но и продукты, посуду, ткань, свечи, и т.п. Это также может быть плата за проведение обрядов — венчания, крещения, отпевания, поминовения.
Когда вы в Храме, не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме; полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие. После участия в храмовом богослужении старайтесь сохранить благоговейное состояние и дома: будьте учтивы с родителями, ласковы с детьми. Свободное время посвятите делам милосердия или чтению духовной литературы. Особенно это относится к тем, кто причастился Святых Христовых Тайн. Эти правила благочестивого поведения в храме несложны для тех, кто каждое воскресение и в праздники участвует в церковном богослужении.
И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся — креститесь вместе с ними, кланяются — кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. И уж поверьте мне, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.
Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.
Ваше правильное поведение в православном храме — это не только показатель вашей воспитанности, но и демонстрация того, что вы уважаете православные традиции и обряды. При этом соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем, это избавит вас от неловкости, а окружающих – от неудобств.
По окончании службы
Закончилась служба. Всем, кто подавал записки, можно опять подойти к свечному ящику и получить просфору — белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора — слово греческое, означает оно «приношение»… Был обычай у первых христиан — приносить из дома хлеб для совершения таинства Причастия. Сейчас просфоры пекут в пекарнях при храмах. Во время Литургии из просфор вынимаются частицы в память тех, кого мы поминаем в своих записках, и после того, как частицы вынуты, просфора возвращается к нам. Это святой хлеб и вкушать его надо натощак, со святой водой и молитвой.
Вот текст такой молитвы: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода в оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь».
После утренней службы в храмах служатся молебны. Что такое молебен? Краткая молитва о конкретных наших нуждах. «Коротенько да горяченько», — учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Вот как раз на молебне и помолимся… Заболели? Помолимся о недужных. Задумали важное дело? Попросим помощи Божьей. Отправляемся в путь? Есть напутственный молебен. Заказать молебен можно все за тем же свечным ящиком, где мы покупали свечи и оставляли записки. Надо только указать имя того, за кого молебен совершается. Есть такая практика: закажут молебен и уходят домой. Конечно же, лучше остаться и помолиться вместе со священником.
Есть еще молебны и общенародные. Церковь молится при ненастье или при засухе, есть новогодний молебен, есть молебен от нечистых духов, есть от недуга пьянства. Но особенно надо помнить о благодарственных молебнах. Помог Господь, выбери время, приди в храм, отслужи молебен, поблагодари. Детей приучить неплохо: сдал экзамен в школе, давай сходим, закажем молебен, например, преподобному Сергию Радонежскому, он ведь у нас помогает в учении…
День, когда мы были в храме, не напрасно прожитый день. Мы поминаем родных и близких, участвуем в богослужении, мы молимся за тех, кому плохо, и благодарим за Божью милость. Мы учимся смиряться и быть лучше, учимся каяться и радоваться, терпеть и ликовать. И не надо растерянно смотреть по сторонам, конфузиться и тем более гневаться, если вдруг что-то сделали не так и получили за это «не так» сверх меры.
Как вести себя с нищими
Православными канонами предусмотрена подача милостыни нищим, сидящим на входе у церкви.
Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), — писал святой Августин, — не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.
Но в тоже время, если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.
Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае — проявить милосердие.
Именно по отношению к нам, которые могут увидеть в просящем собрате Самого Христа, относятся слова Спасителя, произнесённые им на Своем Страшном Суде: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство … алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили меня; в темнице был и вы пришли ко Мне … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Храм - это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.
С чего начинается посещение храма
Вера для ребенка должна быть не обузой , не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма - это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.
В православный храм дети приходят по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Таинством Крещения и воцерковления церковная жизнь ребенка не завершается, а только начинается. Таинство крещения - это духовное рождение человека.
Крещение ребенка в церкви
Следующий путь родители должны пройти вместе с ребенком в ограде церковной. Должны показать, как нужно жить по-христиански. Если родители каждый воскресный день присутствуют в храме Божием за литургией, освещают воскресный день исповедью, причастием, вполне правильно, разумно и логично, чтобы ребенок был вместе с ними с самого начала, шел по этому пути полноценного члена церкви Христовой.
Священнику очень радостно видеть на литургии большое количество детей, радостно, что вместе с ними пришли родители. Приходя в храм с ребенком, родители определяют место, где будут стоять, чтобы малышу было видно и слышно происходящее, чтобы у него появился интерес к пребыванию в храме.
Малышей приносят или приводят за 5-10 минут до начала причастия и уводят после совершения евхаристии минут через 10, чтобы малыш не утомился, но при этом почувствовал присутствие Духа Святого, ощущение благодати, красоты песнопений, аромата ладана.
Иногда дитя плачет перед чашей, потому что не приучено к церковной обстановке. Родители - нецерковные люди, и он первый раз попадает в многолюдный храм. Может, в это время он привык спать или его нужно покормить. Потому что в основном детей приводят на праздники, когда многолюдно, душно, и родители пытаются продержать ребенка всю службу.
Что делать в таких случаях? Ничего страшного, если папа с мамой выведут расплакавшегося мальца из церкви, таким образом поступят мудро. Не нужно насиловать детей святыней . Христос вряд ли одобрил такое. Господу угодны лица смеющихся малышей, спокойных, которые с радостью принимают таинство.
Важно: задача детей в храме - молиться. Они не должны мешать другим людям. Если ребенок балуется, лучше выйти из храма, привести малыша в благоразумное чувство и вернуться на службу.
Малыш не может выстоять всего времени долгой службы, но его молитва искренняя, добрая и идет от чистого сердца.
Православие и дети:
Основные правила поведения в храме
Перед входом в храм осеняют себя трижды крестным знамением и молятся: «Господи, помилуй!». Затем покупают свечи в церковной лавке. Свечи очень разные: восковые, парафиновые, большие, маленькие. Неверно думать, что размер свечи влияет на то, чтобы скорее Бог услышал наши молитвы. Ведь Господь обращает взор не на свечу, а на наше сердце.
Ребенок в храме
Центр храма - это место для праздничной иконы. Здесь ставится первая свечка . Зажигается она от другой свечи, которая уже стоит на подсвечнике, потом оплавляется низ свечи, чтобы она лучше стояла, и ставим ее. По благочестивой традиции православные прикладываются к святыне. Сначала дважды крестятся, затем прикладываются к иконе и крестятся третий раз.
После этого идут к Распятию, которое обязательно есть в каждом храме. Перед ним тоже ставят свечу. Если на подсвечнике нет свободного места - не огорчаемся. Можно положить свечу на подсвечник, а служители обязательно ее зажгут в удобное время. Перед распятием делают земной поклон.
Важно: поклоны перед святынями - это лишь внешнее проявление нашего благоговения, нашего сильного чувства. Бывает, что в храме много людей, что своими поклонами мы можем помешать другим молящимся. Не будем же мы расталкивать окружающих, делая поклоны. Стараемся всегда помнить о других.
Прикладываться к Распятию нужно касаясь лишь ног Спасителя. Если прикладываемся к иконе Богородицы, то касаемся губами только руки и ни в коем случае лика. Это не благоговейно. Таким же образом мы ставим свечи у икон святых, которых мы особенно почитаем. И молимся перед этими иконами о здравии самих и наших близких.
Исповедь и причастие для детей
С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.
Причастие детей в храме
Если речь идет об исповеди , то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.
Те же правила относятся и к Таинству Причастия . Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми - уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.
Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди - не отказывайте им. Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди - беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов - это для дитя важно и помогает приобщиться к службе.
Когда переходить ко взрослому стоянию на службе
Лучше это делать уже в школьном возрасте. Школьник понимает, что всё что хочется, не всегда можно, и есть свои обязанности. С этого момента можно пробовать приходить на службу чуть раньше.
О церкви и службе:
- Важно: чтобы детям было хорошо в храме, необходимо обязательное его присутствие. И понимание того, что попали во взрослое место, где не шумят.
Если и церковную жизнь детей сделать подконтрольной родителям, это может погубить то, ради чего мы ходим в церковь. Для него очень важно, особенно в переходном возрасте, провести границу между собой и родителями. Если мы приводим своих чад в церковь - это удобный способ показать, что храм - пространство духовной свободы. Здесь он сам решает, о чем ему каяться, а о чем нет. Не мы ему указываем, а он сам становится самостоятельной личностью.
Если ребенок не хочет идти в церковь - настаивать надо. Если не хочет исповедоваться, то здесь уже выбор подростка. Когда область духовного находится в руках самого подростка, он реально начинает взрослеть. Он понимает, что не захочет исповедоваться и не будет. Но в то же время понимает, что у него есть такая потребность. И он идет и осуществляет эту потребность сам. Это его выбор, решение - это очень важно.
Есть и другая сторона взгляда на церковь. Родители воспринимают ее как нечто магическое. Если привести ребенка в храм, то священник совершит что-то магическое и с малышом всё будет как надо.
Нет, так не бывает. Ребенок - это ваша частица. И как вы его воспитаете - так и будет.
Видео о правилах поведения детей в храме.
Учеба - самое важное занятие школьников и студентов. Поэтому ежегодно 1 сентября в праздник Дня Знаний - начала учебного года, во всех православных храмах совершается молебен с призыванием Божиего благословения.
Помимо молебна, Церковью совершается краткая молитва о даровании ученикам духа премудрости и разума , о понимании детьми учения Слова Божиего.
Как заказать молебен? Каким святым возносится молитва об учащихся?
Сергий Радонежский
Святой помогает достойно учиться, получать хорошие оценки, по окончании школы поступить в ВУЗ.
Варфоломею, так звали будущего инока, тяжко давалось учение, даже при чтении Священного Писания он совершал множество ошибок. Понимая трудности, мальчик всей душой просил Бога помочь ему в учении. И однажды пред ним явился ангел в образе монаха, пообещавший мальчику в скором времени стать самым образованным ребенком в окружении.
Молитвы святым об учебе:
Молитва Сергию Радонежскому
О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к Тебе с любовию притекающия.Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшного суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.
Родительская молитва и личные молитвословия учащихся
Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший - открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей.
Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих.
И так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты - Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Иисусу, Господу нашему
Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.
Пред иконой молятся об успехе отроков, при их умственной отсталости.
Молитва Иконе Божией Матери «Ключ разумения»
Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.
Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиренний, и припадем, в покаянии зовущие из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества погрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Молитва Пророку Науму
Один из пророков, живших в VII веке до Рождества Христова.
Молитва Пророку Науму
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Молитва Праведному Иоанну Кронштадтскому
Маленькому Иоанну тяжело давалась учеба и он горячо молился Богу о даровании помощи. Однажды произошло чудо и раскрылся его умственный талант, после чего мальчик успешно понимал и принимал знания, запоминал, читал и писал.
Молитва Иоанну Кронштадтскому
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе -любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе -Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе -Мир: умири мятущуюся душу мою. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Собор-ней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Молитва Мученику Неофиту
Чудотворцу Неофиту молятся о просветлении разума.
Молитва Чудотворцу Неофиту
Мученик Твой, Господи, Неофите во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзности. Того молитвами спаси души наша. Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.
Кирилл и Мефодий, первоучители Словенские
Воин Мефодий, познав житейскую суету, ушел в иноки и с усердием исполнял монашеские обеты. Его брат Константин успешно обучался наукам, был воздержанным юношей.
Вскоре он стал священником при одном из Константинопольских храмов, защищал православие в спорах с еретиками и неверными. Позже он ушел к брату на гору Олимп, жил в постничестве, проводя все время в молитве и за чтением книг, затем принял иночество с именем Кирилл.
Вскоре братьям Свыше была открыта славянская азбука. Через некоторое время после изнурительного недуга Кирилл преставился ко Господу, а Мефодий был посвящен в епископы.
Молитва Кириллу и Мефодию
О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.
Внешний вид входящего в храм
Одежда прихожанина должна быть скромной и чистой. Тон облачения следует выбирать спокойных цветов, «кричащая» одежда в церкви ни к чему. Иногда рекомендуется надевать одежду определенных тонов, к примеру: светлое облачение и красный платок (женщинам) на Пасху, темную одежду в дни Великого поста.
К исповеди и причастию дамам нужно надеть юбку, но ее длина должна быть не выше колена. На кофте или блузе следует избегать декольте и прозрачной ткани. Обувь должна быть удобной, ведь на богослужениях приходится долго стоять.
Важное о внешнем:
Не рекомендуется использовать косметику, особенно губную помаду - в храме прикладываются губами к ликам святых, распятию и руке священнослужителя.Мужчинам возбраняется приходить в шортах, майках, спортивных костюмах.
Поведение в храме
В Доме Божием не принято:
- вести беседы - это отвлекает прихожан от молитвы;
- молиться и петь вслух, подпевать хору - мешает «соседям» следить за ходом богослужения;
- возжигать свечи на подсвечнике во время чтения Евангелия, пения Херувимской и евхаристического канона на литургии.
Во время соборной молитвы, когда прихожане преклоняют колени, нужно принять ту же позу.
Нельзя держать руки в карманах, жевать жвачку.
Придя в храм с детьми, следует следить за их поведением, не допускать баловства. Нельзя приводить в храм животных и птиц.
Уходить из церкви ранее окончания богослужения неуместно, это могут сделать лишь больные люди и те, кому ранний уход слишком необходим.
Обращение с иконами
При входе в зал церкви следует приложиться к иконе, лежащей в центре на аналое. Обычно это икона праздника или святого, чья память почитается в этот день.
Предварительно следует наложить на себя дважды крестное знамение, поклониться, поцеловать икону и снова перекреститься.
Прихожанину не следует обходить с целованием все иконы храма и иконостаса, это должен делать лишь архиерей.
Добровольные пожертвования
Так называемую жертву (или десятину) прихожане приносят в основном деньгами, продуктами для священнической трапезы и любыми вещами, которые необходимы для жизнедеятельности церкви (вино, ткань, лампадное масло и т.д.).
Среди верующих принято совершать пожертвования как на храм, так и на милостыню нуждающимся, находящимся на паперти.
Сумма пожертвования зависит от достатка прихожанина, никаких строгих правил, определенных сумм и прейскурантов не существует.
Каждому чаду требуется забота. Ему необходимо прививать желание учиться и познавать обычаи и традиции общества. Над этой темой должны трудиться все семьи, особенно православные, и конечно же, не забывать благодарить Господа за помощь и поданные щедроты.
Молитвы о помощи в учебе
Здесь вы можете заказать Молебен - молитву с особым прошением об успехах в учебе, даровании ума, успешной сдаче экзамена, поступлениии в ВУЗ и помощи в усвоении учебного материала к святым угодникам Божиим, которые не раз проявлялись, как скорые помощники учащихся.
Места исполнения треб и молебнов:
Молебен у иконы Пресвятой Богородицы "Прибавление ума" в Даниловом мужском монастыре;
Молебен у святых мощей блж. Матроны Московской в Покровском монастыре;
Молебен у святых мощей свт. Николая Чудотвореца в Базилике Николая Чудотворца в г.Бари, Италия (обряд совершаетя священником РПЦ один раз в неделю);
Молебен у святых мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и Свято-Вознесенской Давидовой Пустыни;
Молебен у святых мощей мученицы Татианы Римской в Свято-Вознесенской Давидовой Пустыни.
Молитва за детей и взрослых непременно должна присутствовать в жизни каждой семьи. Да и вообще, молитва. С неё должен начинаться и заканчиваться каждый день, каждое дело, каждое благое начинание.
Тяга к получению знаний очень похвальна. Образованные люди подкрепяют свою Веру Знаниями. Ведь Знания о мире, который создал Господь только прославляют Его. В помощь по такому благому делу, как поступление в ВУЗ, будет сильная молитва. Её может произносить и сам студент и все, кто желает ему успешной сдачи экзамена. Такая мольба может звучать в институте или в школе при поступлении, в момент сдачи экзамена, ЕГЭ или ОГЭ . Слова можно произносить как вслух, так и про себя. Главное - пустить веру в милость и помощь Божию в собственное сердце и распахнуть его перед Господом.
Молитва перед экзаменом о помощи в поступлении
Если же вы хотите, чтобы молебен, молитва-просьба увеличила свою силу, нужно, чтобы она шла не только из уст просителя, а и звучала в святом месте из уст священника и паствы. Лучше, когда мольбы звучат в храме или в монастыре - это называется соборная молитва. Сила их умножается на силу молящихся и намоленого места.
Если нет возможности посетить тот храм, который вы считаете самым лучшим для прочтения вашей мольбы, закажите молебен через Интернет. Возможности нашего сайта позволяют сделать это в режиме «онлайн». Родители могут подать записку о сдаче ребенком, сыном или дочерью экзамена на отлично ил на хорошую отметку. Заказ молебна об успешном поступлении можно оформить на одной из специальных страниц. Для этого нужно написать записку.
К какому святому обращать свои просьбы?
Есть много канонизированных святых, которые прославились на ниве просвещения. Именно к ним обычно обращают молитвы о помощи на экзамене в университете. Если вы хотите поступить на бюджет в институт на гражданскую специальность или в военное училище, получить водительское удостоверение, права в ГИБДД или иметь хороший результат по математике на промежуточных экзаменах в школе, можно помолиться святым:
- . . Великие чудеса творит этот святой. За это почитается он более других. Молитва о выборе правильного решения (в народе - везение) в разных делах и о получении хорошей оценки на экзаменах будет услышана угодником Божиим.
- . . Блаженная старица и при жизни и после упокоения помогает людям. Сам праведный Иоанн Кронштадский считал её своей сменой и восьмым столпом России . Обратите к ней молитву о поступлении в колледж или в техникум.
- . . Именно этот преподобный ещё при жизни основал несколько монастырей и ратовал за возрождение русской духовности и учёности. Он считается покровителем студентов и учащихся.
- . . Эта мученица я вляется Небесной покровительницей МГУ и всех студентов. Татьянин день отмечают все, кто стремится к знаниям. Чтобы просить помощи, сил и знаний сдать экзамены нужно произнести молитву святой мученнице Татиане Римской.
Особой силой обладает молитва Богородице у . Её прочтение перед принесёт пользу дочери или сыну от матери, которая считает удачей просвещение и получение знаний для своих детей. Закажите через сайт молебен - прочтение молитв перед святыми мощами почитаемых святых и (или) у православных икон, которые хранятся в крупнейших монастырях и храмах России .
Церковные богослужения или, народными словами, церковные службы - главные события, для которых и предназначены храмы. Согласно православной традиции, в них ежедневно совершаются дневные, утренние и вечерние обряды. И каждое из этих служений состоит из 3-х видов служб, которые в совокупности объединены в суточный круг:
- вечернее - из вечерни, повечерия и девятого часа;
- утреннее - из утрени, первого часа и полуночницы;
- дневное - из Божественной литургии и третьего и шестого часа.
Таким образом, суточный круг включает в себя девять служб .
Особенности служб
В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни - первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.
После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие - общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.
В полночь положено совершать 3-ю службу - полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.
Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) - одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.
Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.
Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.
Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час - службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.
Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.
Изменения в проведении служений
Современная практика богослужения привнесла некоторые изменения в предписание Устава. И сегодня повечерие проводится только в период Великого поста, а полуночница - один раз в течение года, накануне Пасхи. Еще реже проходит девятый час, а оставшиеся 6 служб суточного круга объединены в 2 группы по 3 службы.
Вечерняя служба в церкви проходит с особой последовательностью: христиане служат вечерню, утреню и первый час. Перед праздничными и воскресными днями данные служения объединяются в одно, которое называется всенощным бдением, т. е. подразумевает собой длительные ночные молитвы до рассвета, проводимые в древности. Данная служба длится 2−4 часа на приходах и от 3-х до 6-ти часов в монастырях.
Утреннее богослужение в церкви отличается от прошлых времен последовательными служениями третьего, шестого часов и обедни.
Также важно отметить проведение ранней и поздней литургии в храмах, где больший приход христиан. Такие службы принято совершать в праздничные дни и в воскресенье. Обе литургии предваряются чтением часов.
Существуют дни, когда не проводится утренняя служба в церкви и литургия. К примеру, в пятницу Страстной седмицы. Утром этого дня совершается недолгое последование изобразительных. Данное служение состоит из нескольких песнопений и как бы изображает литургию; при этом статуса самостоятельного служения этой службой не получено.
К богослужениям также относятся различные таинства, обряды, чтение акафистов в церквях, общинные чтения вечерних и утренних молитв и правила к Святому Причащению.
Кроме этого, в храмах совершаются службы по потребностям прихожан - требы. Например: Венчание, Крещение, отпевания, молебны и другие.
В каждой церкви, соборе или храме часы службы устанавливаются по-разному, поэтому для получения информации о проведении какого-либо служения церковнослужители рекомендуют узнавать расписание, составленное конкретным духовным учреждением.
А тем, кто незнаком с ним , можно придерживаться следующих временных промежутков:
- с 6-ти до 8-ми и с 9-ти до 11-ти часов утра - раннее и позднее утреннее служение;
- с 16-ти до 18-ти часов - вечерняя и всенощная службы;
- в течение дня - праздничная служба, но лучше уточнить время ее проведения.
Все богослужения обычно совершаются в храме и только священнослужителями, а верующие прихожане в них участвуют пением и молитвой.
Христианские праздники
Христианские праздники подразделяются на две разновидности: переходящие и не переходящие; также их называют двунадесятыми праздниками. Чтобы не пропустить службы относительно них, важно знать даты.
Не переходящие

Переходящие, на 2018 год
- 1 апреля - Вербное воскресенье.
- 8 апреля - Пасха.
- 17 мая - Вознесение Господа.
- 27 мая - Пятидесятница или Святая Троица.
Длительность церковных служб в праздничные дни отличается друг от друга. В основном это зависит самого праздника, исполнения служения, длительности проповеди и количества причастников и исповедующихся.
Если по каким-то обстоятельствам вы опоздаете или не придете на службу, никто вас не осудит, ведь не столь важно, в какое время она будет начинаться и сколько будет длиться, намного важнее, что ваш приход и участие искренны.
Подготовка к воскресному обряду
Если вы решили прийти в храм в воскресенье, то следует к этому подготовиться. Утренняя служба в воскресенье - самая сильная, она проводится с целью причащения. Это происходит следующим образом: священник даёт вам тело христово и его кровь в кусочке хлеба и глотке вина. Готовиться к такому мероприятию нужно не меньше чем за 2 дня .
- Следует попоститься в пятницу и субботу: убрать из рациона жирную пищу, алкоголь, исключить супружескую близость, не материться, никого не обижать и самому не обижаться.
- За день до причастия прочитать 3 канона, а именно: покаянный к Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице и к Ангелу-Хранителю, а также 35-е Последование к Святому Причащению. Это займет около часа.
- Прочитать молитву на сон грядущий.
- Не есть, не курить, не пить после полуночи.
Как себя вести во время причастия
Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении .

После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемо е, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.
Необходимость посещения храма
Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», - говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» - написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), - так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа
во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.
Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).
Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого , там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм - это небо на нашей земле.
Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, - это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.
«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» - советует Феофан Затворник, святитель православия, - «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, - кто знает как будет? - может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».
Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва - великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.
В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него , а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.