Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны? Когда креститься, когда кланяться….
Когда креститься, когда кланяться…
Дорога в храм
Идя в храм, лучше всего мысленно молиться, например, читать 50-й и 90-й псалмы, другие молитвы. Есть особая молитва на этот счет:
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
Эту молитву читают священнослужители, когда входят в алтарь. Для всякого верующего хорошо эту молитву прочитать перед входом в храм.
Перед входом в храм следует благоговейно перекреститься и поклониться (можно трижды). По старинной практике, можно положить земные поклоны, то есть встать на колени и коснуться лбом земли. Но сейчас чаще всего употребляются поясные поклоны, земные можно встретить только кое-где в монастырях.
Войдя в храм, нужно также совершить поклон (или три), потом пройти к иконе, лежащей на середине храма (праздничной) и приложиться к ней.
Даже если в храме есть чудотворная икона или мощи, мы сначала прикладываемся к иконе праздника, лежащей на аналое, в середине храма, а потом идем к другим иконам.
Когда мы совершаем поклон при входе в храм, хорошо (хотя это и не обязательно) произнести:
Боже, очисти мя, грешнаго.
Боже, милостив буди мне, грешному.
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.
Так же мы и выходим из храма после окончания богослужения.
Поведение во время богослужения
Во время богослужения мы должны стоять благоговейно на одном месте и молиться. Ходить по храму, разговаривать, тем более говорить на посторонние темы, смеяться – не принято. Мобильные телефоны нужно отключать или ставить на вибросигнал. Разговаривать по мобильному телефону в храме не принято, кроме крайних случаев.
Великий вход. Во время процессии священнослужителей не принято становиться на колени. Мы можем лишь благоговейно склонить голову.
Как правильно прикладываться к святыне
Самая верная практика – перед тем, как приложиться к святыне, дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еще раз перекреститься и сделать поясной поклон.
Так прикладываться к святыне предписывает Устав. Так всегда, например, делают священнослужители.
Прикладываясь к святыне, если за нами стоит очередь, никогда не следует застывать перед ней. Приложившись, отходим и уступаем место другим. Молимся мы о своих нуждах, пока стоим в очереди.
Особые случаи
В Великом посту читается молитва св. Ефрема Сирина. Сегодня положено совершать 3 земных поклона на протяжении молитвы, потом 12 поясных поклонов, произнося: «Боже очисти мя, грешнаго», потом, после того, как молитву прочтут еще раз, уже целиком, –
еще один земной поклон. До 17-го века все поклоны были земные.
Самые распространенные ошибки
Одна из самых распространенных ошибок –
это когда люди крестятся и кланяются во время ектении об Оглашенных (во время Литургии). Эти прошения созданы для людей, готовящихся к Таинству Крещения. Поскольку крещеные люди не являются оглашенными, то эти слова адресованы не им, и потому креститься и кланяться во время этой ектении не положено
. Также не нужно преклонять голову при словах: Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните.
Благословение священника
По древней традиции, мы получаем благословение епископа или священника, складывая ладони крестообразно (правая сверху левой). После этого мы целуем благословляющую десницу. Перед принятием благословения мы не крестимся.
Принимая частицу антидора, икону, какую-то святыню от священника (или епископа), мы также складываем ладони крестообразно и целуем руку, которая дает нам святыню.
Земные поклоны перед Плащаницей. Прихожане всегда могут иметь представление о том, когда следует креститься, когда и как кланяться, если будут наблюдать за священнослужителями.
Прикладываемся к иконам
Уже говорилось, что, прикладываясь к святыне, мы должны сделать два поклона, потом приложиться к святому образу или мощам угодника Божьего, а потом еще раз перекреститься и сделать поклон.
Когда мы целуем икону, нельзя целовать ее в лик. Это фамильярно и неблагоговейно. Младенца Христа (если Он на Руках у Богоматери) мы целуем в ножку, если перед нами поясное изображение Христа, мы целуем Руку или край одеяния.
Божию Матерь целуем в Руку или в плечо; святых –
в руку.
Изображение главы Иоанна Крестителя мы целуем во власы, но, опять же, не в лик.
Даже, если на иконе изображено несколько святых лиц, мы должны целовать икону всегда один раз.
Вопрос – ответ:
В нашем храме благочестивые прихожане встают на колени во время пения Херувимской Песни. Нужно ли так делать?
Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню. На Литургии Преждеосвященных Даров это Святые Тело и Кровь Христовы, в другие моменты это могут быть икона или мощи. На обычной Литургии во время Великого входа, совершающегося уже под конец пения Херувимской, переносятся обычные хлеб и вино, которые лишь только потом станут святыней. Значит, становиться на колени не положено.
У нас в храме во время Великого входа священник осеняет Чашей молящихся. Вы сказали, что в Чаше в это время простое вино. Нужно ли наклонять голову?
Мы говорили, что всякий раз, когда нас осеняют Чашей, мы должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Так – правильно.
На практике в этот момент верующие не осеняют себя крестным знамением, а просто поклоняются. Это очень распространенная традиция, которая стала практически нормой. Так можно делать. Но все-таки правильнее поклониться перед Чашей, сначала осенив себя крестным знамением.
Нужно ли вставать на колени во время пения «Честнейшую Херувим», на всенощном бдении?
Мы встаем на колени во время чтения или пения молитв, когда к этому нас призвал возглас диакона: «Преклоньше колена, помолимся».
В случае с песнопением «Честнейшую Херувим» такого возгласа не было. Значит, вставать на колени не положено.
Я как-то видел, что, когда священник произносил «Мир всем!», некоторые прихожане складывали ладони лодочкой, как бы принимая в них благословение. Так можно делать?
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем еще и целуют их. Мы говорили, что при благословении священника (или епископа) нужно просто поклониться.
Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).
Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.
Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.
Отчего это?
На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.
А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.
Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.
Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.
На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.
Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.
Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.
Иерей Андрей Чиженко
– Откуда у православных именно такая форма принятия исповеди?
– Внешняя форма совершения таинства исповеди складывалась на протяжении многих веков. И за тем, что сегодня привычно и обыденно для церковного человека в храме, стоят не только столетия, но и многие споры, страдания, гонения и кровь мучеников. В первые века христианства существовало несколько степеней покаяния. Исповедь в этот период носила публичный характер.
Сегодня в храме публичное покаяние можно увидеть только в случае принятия Церковью в свое лоно раскольников или сектантов. Ради этого совершается особый богослужебный Чин, который возглавляет епископ. Остальные же случаи исповедания грехов носят конфиденциальный характер. В каждом храме отведено особое место, где верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу. Священник, после завершения исповеди, совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В этой молитве священник просит Господа простить все прегрешения кающегося.
При этом элемент публичности остается и сегодня, ведь желая приступить к таинству исповеди, мы должны выйти из среды находящихся в храме и стать пред всеми в новом качестве – кающегося человека. Особо хочу подчеркнуть, что тайна исповеди всегда остается неприкосновенной.
Священник не имеет права, даже под принуждением, кому-либо открывать услышанное на исповеди. Не должно и кающемуся после исповеди делиться ни с кем предметом своего покаяния.
– Есть люди, которые очень переживают, что их исповедь могут услышать другие люди в храме, особенно если он небольшой, а народу много. Ведь часто человек в раскаянии хуже контролирует свои эмоции, начинает говорить громче. Почему у православных нет исповедальных кабинок?
– Это практика Римо-Католической Церкви. Степень конфиденциальности исповеди католики пытаются еще более усугубить, поэтому священники уединяются с кающимися в особые кабины – исповедальни или конфессионалы. Очевидно, эта традиция имела свои негативные стороны. И, чтобы предотвратить злоупотребления в практике исповеди, Кодекс канонического права от 1918 года предписывает католическим священникам выслушивать исповеди женщин только в исповедальнях, снабженных решетчатыми перегородками и помещающихся в удаленной части церкви.
Джузеппе Мольтени (1800-1867), «Исповедь», 1838
– А что делать, если случайно услышал чужие грехи?
– Чтобы этого избежать, я в своей пастырской практике настаиваю, чтобы во время совершения исповеди ожидающие своей очереди стояли на определенном расстоянии от исповедального аналоя. Если же человеку пришлось услышать чужой грех и это смутило его совесть – необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
– Нередко бывает, когда исповедь одновременно принимают несколько священников, к одному выстраивается большая очередь, а другой может ожидать исповедующихся. Во многом такая ситуация определяется особенностями принятия исповеди конкретным священником. Так как же до лжно себя вести священнику во время этого Таинства – молчать и читать разрешительную молитву, или беседовать?
– Многие воспринимают священника в качестве этакого христианского психолога, который должен во время исповеди так провести собеседование, чтобы разрешить все внутренние конфликты кающегося. Не отрицая допустимости и такой постановки вопроса, замечу, что священник во время совершения таинства исповеди не простой собеседник, а прежде всего – свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.
Поэтому задача кающегося во время исповеди – не забывать, Кому он приносит свое покаяние, и с Кем он, прежде всего, нуждается в общении. А задача священника – не мешать этому общению и, при необходимости, направлять его в нужное русло.
В свое время, когда я был еще студентом духовной семинарии, один опытный преподаватель-священник дал мне весьма полезный совет. Я спросил его, как на исповеди разрешить недоуменные вопросы духовного плана, если приходится исповедоваться у незнакомого священника, а мой духовник далеко. Преподаватель ответил: «А ты отдели одно от другого. Кайся перед Богом. И пусть тебя разрешает от грехов даже незнакомый священник. А о личной жизни советуйся с духовником, который знает тебя. И используй для этого все возможные средства: пиши письма, навещай его во время каникул, да и просто проси, чтобы Господь молитвами твоего батюшки вразумил тебя».
– Люди очень смущаются часто – что священник молчит. Боятся, что это их такая тяжкая греховная жизнь вызывает у него отвращение. А иногда кажется, что он принимает исповедь формально. При этом понятно, что если со всеми общаться, то исповедь затянется немилосердно.
– Исповедь часто действительно затягивается из-за желания отдельных людей действовать по анекдотическому принципу: «А поговорить!?» Как-то одна прихожанка храма, в котором я служу, всерьез упрекнула меня, что я на последней исповеди долго разговаривал с такой-то, а ей совсем мало внимания уделил.
«Голубушка, – отвечаю я, – что же ты обижаешься? У других иногда такие глубокие опухоли бывают, что приходится все кишки выворачивать. А у тебя что? Прыщик выдавил и будь здорова!»
Приходилось слышать от митрополита Волоколамского Илариона, что в бытность его еще священником прихожане любили исповедоваться именно у него. Секрет был прост – батюшка не задавал лишних вопросов. Владыка объяснял, что молитва священника во время перечисления кающимся своих согрешений делает больше, чем задушевная беседа. И не надо бояться, что названный на исповеди грех вызовет у священника отвращение к вам. Священник всегда помнит, что адресатом нашего покаяния является один Бог.
А с другой стороны, если мы желаем, чтобы священник вознес за нас Господу молитву об исцелении от того или иного греха, то есть ли смысл отрывать его от этой молитвы?! Если же есть необходимость в индивидуальном общении со священником, то, может, не всегда именно исповедь – подходящее для этого время. Наверное, есть смысл договориться о личной беседе вне богослужения.
– Надо ли становиться во время исповеди на колени? Нередко люди, превозмогая немощи, опускаются на пол, с трудом стоят, терпя боль, а потом не могут самостоятельно подняться.
– Мне приходилось встречать такую практику в храмах и монастырях, где служат пожилые и немощные священники. Они вынуждены присесть во время выслушивания исповеди на скамеечку рядом с исповедальным аналоем. А кающиеся, для удобства, становятся на колени. Но не только эта причина родила такую традицию.
Католическая практика становиться на колени в исповедальных кабинках, где для этого есть специальная низкая скамеечка, была позаимствована православными из приграничных областей Западной Украины и Белоруссии. А оттуда разнеслась по многим православным храмам. Более традиционный для нашей Церкви способ выражения смирения и благоговения – земной поклон перед исповеданием своих грехов.
Молитва сопровождает православного христианина всю жизнь. Верующий человек обращается к богу не только с просьбами, но и обязательно с благодарностью за Его ежедневные милости, здоровье, насущный хлеб. Православная церковь учит, что благодарить Бога нужно даже , которые Он нам посылает, потому что таким образом закаляется наша душа, испытывается вера. Поскольку люди – существа земные, то душевное в нас неразрывно связано с телесным.
Именно поэтому в богослужебных уставах большое внимание уделяется положению тела при молитве. В христианской практике издавна существовало множество молитвенных поз: люди молились, воздев руки к небу, сложив их на груди, раскинувшись на земле в виде креста. На сегодняшний день в православии осталось несколько принятых для молитвы поз: стоя, с поясными или земными поклонами, и молитва на коленях.
Покаянная молитва стоя на коленях
Необходимость коленопреклонных молитв вызывает споры среди православного духовенства и богословов, потому что считается традицией, позаимствованной из католицизма. Во время храмовых богослужений мирянам вообще не принято стоять на коленях. Исключение составляет Великий пост, когда хор поет песнопения Господи, воззвах, и в это время все присутствующие, включая священнослужителей, становятся на колени. Православные священники всегда акцентируют наше внимание на том, что не стоит путать стояние на коленях во время молитвы с земными поклонами. Первое, согласно вероучению святых отцов, является признаком раболепства перед Богом, что в православии недопустимо, ведь Сам Спаситель возвысил людей и поставил их на один уровень с Собой, приняв человеческий облик и называя апостолов друзьями. Земные же поклоны являются признаком глубокого раскаяния и осознания собственного недостоинства перед Богом, несмотря на все Его милости по отношению к нам. Кроме того, неприятие молитвы на коленях в православии связано с желанием того, чтобы даже внешние проявления молитвенной жизни у нас отличались от католических.
Домашняя молитва на коленях
Безусловно, не стоит чересчур большое внимание уделять позе во время молитвы, ведь на первом месте все таки стоит наше душевное состояние, когда мы обращаемся к Творцу, или святым. Главное и необходимое условие для молитвы – совмещение в себе покаянного настроя и в то же время огромной благодарности Богу за все, что Он нам дает. Болящим, беременным, совсем маленьким детям во время молитвы можно сидеть, если того требует их организм. А если мы молимся во время поездки, на работе, на учебе, или просто идя по улице, то в этом случае молитвенная поза вообще не имеет значения.