Хронология событий мировой истории. III-I века до нашей эры

Хронология событий мировой истории. III-I века до нашей эры


Со смертью императора Коммода начались внутренние распри, войны между претендентами на престол, опиравшимися на те или иные легионы, расквартированные в провинциях, или на преторианскую гвардию в столице. Политическое равновесие между отдельными соперничавшими общественными силами, царившее в Риме эпохи Адриана и Марка Аврелия, отошло в прошлое. Одержавший победу над другими претендентами на власть Септимий Север повел в конце II - начале III в. политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны войска. Распустив старую преторианскую гвардию, состоявшую из полноправных римских граждан, а создав новую, рекрутировавшуюся из солдат дунайских и сирийских легионов, а также сделав офицерское звание доступным любому выходцу из провинции, Септимий Север углубил начатый еще при Адриане процесс варваризации армии. Тот же политический курс - ослабление позиций сената и опора на войско - продолжил сын императора, Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства от маленького замкнутого италийского полиса к универсалистской космополитической империи.

За убийством заговорщиками Каракаллы последовал недолгий период хаоса и распада в правление молодого, но развращенного и ненавистного всем императора Бассиана, прозванного Гелиогабалом за свою приверженность культу Солнца, который он хотел официально ввести в Риме вместо традиционной римской религии. Гелиогабал также погиб от рук заговорщиков, и только при его двоюродном брате, Александре Севере, наступило - впрочем, столь же недолгое - успокоение: новый император пытался достичь согласия с сенатом, усилить дисциплину в армии и одновременно снизить расходы на ее содержание, чтобы вообще ослабить ее роль в жизни государства. Понятно, что недовольство войска привело к новому заговору: в 235 г. Александр Север был убит, и с этого момента начался полувековой период политического хаоса, отмеченный борьбой за власть между различными претендентами, выходцами из простых солдат, опиравшимися только на их поддержку.

«Солдатские императоры сменяли друг друга на престоле с головокружительной быстротой и обычно погибали насильственной смертью, несмотря на то что некоторые из них, например Деций, Валериан и Галлиен, стремились как-то нормализовать обстановку. При этом они, как правило, апеллировали к старым государственным и религиозным традициям Рима, что приводило, в частности, к вспышкам гонений на христиан. Внутри- и внешнеполитическая ситуация оставалась крайне тяжелой: императорам приходилось не только давать отпор германским племенам франков, алеманнов, готов, но и бороться с узурпаторами, появлявшимися то здесь, то там в провинциях, где верные узурпаторам легионы провозглашали их императорами. В течение III в. многие провинции на продолжительное время вообще порывали всякие связи с Римом и становились фактически независимыми. Только в начале 70-х годов III в. императору Аврелиану удалось вновь подчинить власти Рима отпавшие провинции Галлию и Египет.

Справившись с этой задачей, Аврелиан начал именовать себя «восстановителем мира», а позднее приказал называть его «государь и бог», на что его предшественники не решались, опасаясь посягнуть на еще сильные в Риме республиканские, антимонархические традиции. На Марсовом поле был воздвигнут при Аврелиане храм Непобедимому Солнцу как высшему божеству и верховному покровителю государства. Но и присвоив себе титул «государя и бога», император не избежал общей участи римских правителей того столетия - в 275 г. он был убит заговорщиками, и политический хаос вновь воцарился на всей территории империи.

Распад государственной системы, внутренние междоусобицы, нападения германских племен и длительные безуспешные войны с персами, создавшими в III в. могущественную державу Сассанидов, - все это усугубляло острый экономический и социальный кризис римского общества, ставший очевидным еще на исходе предыдущего столетия. Коммуникации в империи стали ненадежны, что подорвало торговлю между провинциями, стремившимися теперь ко все большей хозяйственной самостоятельности и замкнутости, ограничивая масштабы производства размерами, достаточными лишь для удовлетворения потребностей своего населения.

Центральная власть испытывала хроническую нехватку средств, ибо расходы на содержание императорского двора, должностных лиц, армии опустошали казну, доходы же с провинций поступали нерегулярно. В провинциях, как уже говорилось, нередко всем заправляли узурпаторы, а не представители римских властей. Чтобы справиться с финансовыми трудностями, государство нередко прибегало к обесцениванию денег: так, уже при Септимии Севере содержание серебра в денарии сократилось наполовину, при Каракалле еще уменьшилось, а к концу III в. серебряный денарий был по существу медной, лишь слегка посеребренной монетой. Инфляция, обесценивание денег вызвали усиленную тезауризацию старой, полноценной монеты, т. е. ее накопление в кладах, многие из которых были позднее раскопаны археологами. О размерах таких кладов может свидетельствовать находка, сделанная в Кёльне: более 100 золотых монет и свыше 20 тыс. серебряных. Инфляции сопутствовал рост денежных вложений в приобретение земельных владений. Арендная плата за землю повышалась, что вело к разорению колонов, все больше вытеснявших из сельского хозяйства рабов; теперь колонам приходилось очень трудно, и многие из них оставили деревню. Эдикт Каракаллы, предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, имел, несомненно, фискальные цели, а именно охватить всех подданных императора единой налоговой системой. Росло долговое бремя, стремительно повышались цены, количество же рабочих рук сократилось, ибо доставлять все новых рабов было уже неоткуда. К тому же усиление эксплуатации рабов и колонов вызывало с их стороны упорное сопротивление. Во второй половине III в. по всем провинциям империи, особенно в Африке и Галлии, прокатилась волна восстаний угнетенных и обнищавших низов. Восстания эти были наиболее ярким симптомом кризиса рабовладельческого общества.

Культура древнего Рима 3 века нашей эры

Клонясь к упадку, античный мир сумел, однако, создать в то время последнюю оригинальную философскую концепцию - неоплатонизм, явившийся как бы синтезом идеалистической греческой философии предшествовавших столетий. Основатель неоплатонизма - Плотин из египетского города Ликополь. Хотя сам он называл себя лишь толкователем, комментатором Платона, в действительности разработанная Плотином система, которую он позднее преподавал в Риме, была значительным развитием платоновского идеализма, обогащенного элементами стоицизма и пифагорейства, восточной мистики и синкретической философии Филона Александрийского. Плотин признавал единственным сущим некий трансцендентный абсолют - «единое», из которого, как свет из солнца, исходят все менее совершенные формы бытия - так называемые гипостазы: мир идей, мир душ и, наконец, мир тел. Цель жизни - возвращение человеческой души к ее источнику, т. е. познание ею «единого», слияние с ним, что достигается не путем рассуждения, но путем экстаза; сам Плотин, по его словам, испытывал такой экстаз несколько раз в жизни. Философия Плотина и его последователей-неоплатоников проникнута духом возвеличения аскетического, абстрактного, спиритуалистического и отрицания телесного, мирского. Учение это как нельзя лучше отражало атмосферу идеологического и социального кризиса и сразу получило широкое распространение во всей империи, оказав, в частности, сильное влияние на раннее христианство. Наряду с неоплатониками, остававшимися язычниками, как ученик Плотина Порфирий или Ямвлих, основатель и руководитель школы неоплатоников в Сирии, мы находим многочисленных неоплатоников также среди писателей христианских. Виднейшие из них - неутомимый и плодовитый Ориген Александрийский, отождествлявший вечный Логос, или Слово, с образом евангельского сына божьего Иисуса Христа, и ученик Оригена Дионисий Великий из Александрии.

На протяжении всего III в. христианство продолжало усиливаться, и жестокие репрессии, которые обрушили на приверженцев новой религии императоры середины III в., не смогли остановить его распространения. Наряду с писавшим по-гречески автором бесчисленных сочинений по христианской философии Оригеном появлялись первые латинские христианские писатели. Все они: и страстный, неистовый полемист, апологет христианства Тертуллиан, и изысканный Минуций Феликс, также написавший апологию христианства в форме диалога под заглавием «Октавий», и карфагенский епископ Килриан, неустанно боровшийся против еретиков за единство христианской церкви и поддержание церковной дисциплины, все они были уроженцами римской Африки, где возник важный церковный центр в Карфагене и где бурно развивались христианская философия и литература. Славилась и александрийская школа, выдвинувшая таких знаменитых христианских богословов, как Климент Александрийский и Ориген, написавший чуть ли не 6 тыс. книг по теологии, философии, филологии.

В то же время среди языческих авторов тех лет выдающиеся таланты стали очень редки. В историографии можно назвать разве что греческого историка Диона Кассия Кокцеяна из Вифинии, активного политического деятеля конца II - начала III в., составившего обширную «Римскую историю» в 80 книгах, ставшую для греческого читателя таким же исчерпывающим сводом знаний о прошлом Рима, каким была некогда «История» Тита Ливия дм читателя латинского. Произведение Диона Кассия всецело окрашено риторикой: драматическое изложение событий, нередко приукрашенных, шаблонные описания битв, пространные речи исторических персонажей и т. д. Значительно менее одаренным историком был грек Геродиан из Сирии, добросовестно и подробно, но без особенного литературного мастерства изложивший события, происшедшие в империи после смерти Марка Аврелия и до 238 г. Вклад латинских, писателей в историографию III в. был совершенно незначительным: мы не знаем в римской литературе тех десятилетий ни одного сочинения, подобного хотя бы «Жизни двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла.

Так же обстояло дело и в других областях культурной деятельности. Греческая «вторая софистика», расцвет которой пришелся, как уже говорилось, на эпоху Антонина Пия и Марка Аврелия, имела своим последним представителем ритора и писателя начала III в. Филострата Младшего. Он словно бы подвел итоги этому направлению интеллектуальной жизни, составив «Жизнеописания софистов» - из этой книги мы как раз и узнаем о многих из них. Филострат оставил, кроме того, интересный софистический трактат «О гимнастике». Как бы ни были скромны его заслуги в философии и риторике, стоит вспомнить, что в римской литературе III в. не было даже своего Филострата. Засуха поразила и поля латинской поэзии, да и греческая поэзия обогатилась тогда едва ли не исключительно поэмами Оппиана о рыбной ловле и охоте, написанными при Каракалле.

Столь же мало славных имен найдем мы в это время и в науке, если не брать юриспруденцию, где в III в. блистали выдающиеся правоведы Эмилий Папиниан, уроженец Сирии, много сделавший для систематизации понятий римского права, и его земляк Ульпиан, стремившийся свести воедино накопленные античными юристами трактовки самых разнообразных правовых вопросов. В эту же эпоху появилось обширное компилятивное сочинение грека Диогена Лаэрция (или Лаэртского) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» - ценнейший источник для истории греческой античной философии. В области филологии заслуживают внимания комментарии к поэзии Горация, составленные Акроном и Порфирионом.

Снижением художественного уровня отмечено и развитие изобразительных искусств. Многочисленные барельефы, представляющие сцены сражений, на арке Септимия Севера не связаны органично с архитектурой арки и не имеют больших художественных достоинств; скульптурная техника - жесткая, без нюансировок. Среди памятников пластики чаще всего встречаются мраморные саркофаги и погребальные урны, на которых изображены мифологические сцены и похоронная символика. Замечателен, однако, реализм скульптурных портретов того времени. Один из самых выразительных - мраморный бюст Каракаллы: скульптор мастерски отобразил энергию и решимость, но одновременно жестокость и грубость развращенного правителя. Кратковременный расцвет пластических искусств в середине III в. проявился также в портретах Галлиена и Плотина.

В архитектуре видно стремление к монументальности, о чем свидетельствуют хотя бы развалины просторных терм, построенных при Каракалле на южном склоне Авентинского холма. Войны, перевороты, финансовый кризис не способствовали активной строительной деятельности. Символом преодоления очередного внутреннего кризиса, но в то же время сохраняющейся нестабильности, охватившей всю империю, стали оборонительные стены Рима, воздвигнутые императором Аврелианом в 271 г. и тянущиеся вокруг столицы на протяжении 19 км. Характерны для того периода также величественная архитектура и скульптура провинциального города Пальмира в Сирии, соединившие в себе черты римского провинциального искусства с чертами искусства восточного с его пышной, даже избыточной орнаментикой, особой экспрессией в изображении лиц и стилизованной передачей одежд.

В свою очередь. Восток оставался источником религиозных влияний. Задолго до официального принятия христианства правящая верхушка империи начала стремиться к реорганизации культов, к введению единой государственной религии. Об этом, несомненно, думал и Гелиогабал, пытаясь утвердить в Риме культ сирийского бога Ваала, почитаемого как Непобедимое Солнце. Этому богу император хотел подчинить все иные божества, что выразилось, в частности, в перенесении в храм Ваала не только священного камня Великой Матери богов, но и различных святынь традиционной римской религии, таких, как щит салийских братьев или огонь богини Весты. Символом победы Ваала над Юпитером был тот факт, что в титулатуре Гелиогабала слова «жрец непобедимого бога Солнца» предшествовали словам «верховный понтифик». Империя ориентализировалась, и хотя после убийства Гелиогабала культ Ваала был упразднен, спустя несколько десятилетий в Риме возобладала та же тенденция к утверждению единой для всех религии, когда император Аврелиан вновь ввел культ Ваала как культ Непобедимого Солнца - верховного покровителя государства.

Нагуглил тут в интернетах бесконечных про батарейку возрастом 2300 лет:
т.е. возможно батарейку, а может и нет.

Перепост. Информационный мусор, порожденный журналистским бредовым сознанием повырезал по-возможности:

В 1936 году рабочие, которые подготавливали почву для монтирования железной дороги недалеко от Багдада, случайно натолкнулись на подземную гробницу, которая датируется серединой третьего века до нашей эры. В гробнице был обнаружен глиняный кувшин высотой 13 сантиметров. Внутри сосуда находились медный лист и железный стержень. Кувшин был запечатан битумом. Это дало исследователям находки повод предположить, что в кувшине когда-то была жидкость. Медный лист, расположенный внутри емкости, был поврежден коррозией, которая могла появиться под воздействием кислоты.

Подобные находки были обнаружены в районе городов Ктесифона и Селевкия. В одном из кувшинов находились свитки папируса, в другом скрученный лист бронзы.

Багдадская находка была доставлена в музей, где на нее два года спустя натолкнулся немецкий археолог В. Кениг. Он изучил кувшин в лаборатории и сделал вывод, что данный сосуд мог использоваться для выработки электрической энергии, то есть представлял собой прототип современных батареек. Кениг предположил, что с помощью небольшого электрического тока древние мастера наносили тонкий слой золота или серебра на сосуды и прочие изделия (метод гальванизации). Статья немецкого исследователя произвела фурор, так как до этого принято было считать, что первая батарея была изобретена А. Вольтом в 1800 году.

На уксусе напряжение в 1,5 В. Виноградный сок и раствор сульфата меди – напряжение до 2 В.

Для чего нужна была электрическая энергия в древности? Мнения ученых в данном вопросе разошлись. Версия Кенига о гальванизации металлов является самой распространенной. Ее подтверждает шумерская медная ваза, покрытая серебром. Но ваза датируется 2500 г. до н.э., а это означает, что электрические батареи были известны еще раньше, чем предположил Кениг.

Согласно другой версии, электричество могло использоваться в медицине. Соединенные вместе, несколько батарей могли дать достаточно мощный электрический заряд. Во время раскопок в Селевкии рядом с устройствами, похожими на батареи, археологи нашли железные и бронзовые иглы. Как предполагают историки, они могли использоваться для лечения больного методом, похожим на современную электроакупунктуру.

Скептически настроенные исследователи вообще отрицают тот факт, что сосуд, найденный в Багдаде, использовался в качестве электрической батарейки. В той местности, где был обнаружен загадочный кувшин, никогда не находили ни позолоченных сосудов, ни металлических статуй. А в кувшине могли храниться папирусы или пергаменты, выделяющие при разложении органические кислоты, которые могли оставить следы коррозии на медной пластине. Битумная пломба должна была обеспечить лучшую сохранность свитков.

В письменных источниках Древнего Египта сохранились сведения о том, что электричество в древнем мире существовало. Большинство археологов согласно с данным утверждением, и потому, несмотря на доводы скептиков, они склонны видеть в багдадском сосуде древний гальванический элемент.

мое мнение:

Может и не батарейка:

1. проводов найдено небыло, но они могли быть утеряны.
2. Элемент в данном варианте работает минут 20-30. (проверял в детстве). Кто хочет может сам проверить. Ничего сложного. Потом необходимо извлечь электроды и почистить от продуктов корозии. Соответственно зачем запечатывать битумом сосуд если это усложняет его экспуатацию?

Но для нанесения покрытия методом гальванизации собрать батарею из подобных элементов можно.
Лечебная гальванизация (есть такой метод физеотерапии тоже возможен).

3. Для нанесения покрытия методом гальванизации необходима идеальная чистота поверхности. В современной промышленности деталь перед гальванизацией “купают” в ацетоне.

Интересно чем 2300 лет назад можно было обезжирить поверхность сосуда сложной формы, чтобы легло покрытие нормально…

4. Батареи найдены небыли, что странно. Чтобы “шарахнуть молнию какую” или с гальванизацией поприкалываться надо батарею от 20 (30 вольт для гальванизации) до 500+ (мощьный разряд сделать) элементов.

После войны с Пирром в истории Рима начали новую фазу. Его сфера влияния стали медленно выходить в Италию, и охватывают весь бассейн Средиземного моря. В стране не было систематического римского права предусматривает создание системы управления после окончания классовой борьбы. Совещание работы людей в то же время, но в совершенно несогласованными. Племенной kurialne функционировал лишь формально. Все функции Ассамблеи Выборы служил одновременно, законодательной и судебной властей, а их полномочия исключительно на основе традиции (а не законами). Слишком расплывчато полномочий высших должностных лиц. Каждый из чиновников может объявить официальные вето на одном уровне, и трибуны люди неограниченное право противостоять всей магистратуры. Эти элементы могли бы привести к краху системы Римской империи.

Система выжила, вероятно, связано с простотой управления. Поддержание сельскохозяйственных характер общества, и город (хотя в то время, насчитывает около 100 тысяч жителей) не требуют полиции. Несмотря на рост расходов в связи с запуска войны, Рим дополнение к своей очередной добычи бюджета войны, с тем чтобы предотвратить финансовую катастрофу. На очень высоком уровне подготовки армейских командиров было. Когда члены не смогли магистратуры между собой, чтобы определить сферу компетенции (provinciae ) Должен быть назначен Сената, который одним из основных средств давления. Например, может отказаться утвердить расходы на торжество победной кампании, или заставить чиновников использовать право вето в отношении krnąbrnemu коллеги. Главное преимущество этого система была атмосфера доброй воли, которые все социальные слои и административных рады сотрудничать. Правовая система работала эффективно эффективно, дело может закончиться смертной казни, как правило, означает процесс на рассмотрении Ассамблеи, и формулировки Civis Романа сумму (Я римский гражданин ), Перевозимого конкретные последствия для них. Народная Ассамблея действовал неправильно, но эффективно. Номерные несколько тысяч человек, поэтому он смог подробно обсудить все вопросы (в отличие от греческого Eklezji). На самом деле, собираются только для того, чтобы слушать предложения должностного лица (которые могут быть вынуждены говорить на каждого гражданина. Часто было так известных людей) и проводить голосование.

III веке до н.э., в период формирования нового социального класса - nobilów . Было patrycjuszowsko - plebejuszowska сфере людей, занимающихся с правительствами стран, позже известный народом сенат аристократии. На месте государственные различия в римском обществе, Есть различия в богатстве. Завоевания власти на полуострове, Рим был единственный известный случай в истории захват власти государства-города на такой обширной территории, и власть, как постоянных того. Успехи в войнах в пятом и четвертом веке привело, в частности, с выгодным географическим положением в Риме. На два фронта, Рим был вынужден бороться за первое время войны samnickiej, но затем было достаточно большое количество людей, чтобы противостоять любым врагом коалиции.

Существенное преимущество римлян свое военное превосходство в искусстве. Легион сформировали основные силы пехотных ciężkozbrojna. Кавалерийской действовали в качестве разведчиков и охраняются легион на обоих флангах, и lekkozbrojni не имеет возможности отдельных акций. Рим до предела использовать его практически неисчерпаемые человеческие ресурсы. Благодаря им, можно быстро положить свои тяжелые потери в боях, таких как Lautuale и Herakleją (война с Пирром). Римская образований были лучшими во всей Италии, в армии существует строгая дисциплина и тщательно изучал неспособность командиров в прошлом. Кроме того, вооруженные легионеры оказалась наиболее эффективной комбинации тогда называлась в древнем мире. Чтобы быстро перевозить войска его стали строить асфальтированной дороги, и когда они воевали далеко от дома, чтобы построить большие лагеря области. Колонии были использованы главным образом в качестве базы для будущего расширения. Эти месторождения составляли от 4500 до 6000 человек, большинство из которых поставляется Рима с другими городами latyńskimi. Слушать несколько важных ролей: голод смягчил местах, обеспеченных стратегических точек, были основания для обеих экспедиций wypadowymi чисто грабительской и территориальной экспансии. В середине третьего века, сеть крепостей (в количестве от 25 до 30) занимают почти весь полуостров Italic.

Важным элементом в оказании помощи римлян в освоении полуострова при поддержке других италийских народов. Завоевания не к политике агрессии, только интеграции. Население Италия была разделена на два типа: те, чьи страны были включены в Рим (Лацио, Кампания, южной Этрурии), и те, кто был связан с Римом, различных договоров (остальные Этрурии и Умбрии). Латинян получил полные права гражданства. Kampańczycy, этруски и Sabinowie приобрел защиты собственности и частных лиц, но не получили политические права (JUS suffragii - Голосовать и JUS honorum - Осуществление государственной службе). Статус союзников (socii ) Также получил от жителей слаборазвитых города в центральных и южных Апеннин. На всех народов, в любом случае зависит от Рима под одной из основных обязанностей: служба в армии Римской империи. Кроме того, те вступили в гражданский список, должны были уплачивать налог (tributum .) Союзники имели ограниченные возможности для маневра на их внешней политики (например, они не могут заключать соглашения с другими странами). Наряду с этими ограничениями socii сохранить самостоятельность и самоорганизацию. Интеграция Апеннинского полуострова, хотя это не было справедливым до конца, он стал выгодным для всех. Рим, как полагают, послужил могущества и других странах, несмотря на подчинение безопасности получил в обмен. Не повторил уже известно из прошлого вторжения с севера, галлов, и ему удалось избежать внутренних оборотов и przewrotom, поскольку местное дворянство всегда могут рассчитывать на помощь Рима, в случае мятежных выступлений.

Эволюция также негативно сказывается на экономике. Рост роли денежного хозяйства. Бронзовые и серебряные монеты 550 лет после распространения среди сицилийских греков и итальянцев, однако, большая часть общины Курсив организовали собственную монетных дворов примерно до 300 года до н.э. (хотя в горных районах по-прежнему продолжали практику выплаты на АЭС и др. весы Т.е. odważanymi кусков меди). В 289 римляне опирались triumviri монеты Ле , Что чиновники, ответственные за мяты. При типичном монеты республики тузов, изделия из бронзы (серебряная монета выпущена в Послании к Римлянам 269 лет до н.э.).

Греческих городов на полуострове сократилась Ките, но Таранто стал крупным торговым центром в Италии. Капуи был известным brązownictwa центра (его продукция экспортировалась даже в Карфаген и стран Черноморского региона). Сиракузы после 350 лет стали менее важными, а Massilia тесные торговые связи с Римом. К концу Пунической войны Карфаген сохранить позиции коммерческих гегемонии в Западном Средиземноморье.
Внутренний вид в Риме в третьем веке, мало что изменилось со времени окончания королевской эпохи. Корзина по-прежнему расположен в небольших коттеджей (часто из тростника покрыты штукатуркой), проживали богатые традиционные дома с атриумом, но не сад и внутренний двор. За исключением области форум, город был лабиринт узких, извилистых улиц богатых в разбросанных многоквартирных домов. Был построен в 312 по Аппий Клавдий Акведук - Aqua Appia (Численностью около 1,5 км) до сих пор используется. В 272 лет до н.э., был построен Ангелы Vetus - Акведук около 65 км. Вместе с нашими союзниками, Рим построил множество укреплений. Колонии в настоящее время включаются дорожной сети (первый асфальтированной дороги был построен Аппий Клавдий, от Рима до Капуи). В области искусства, римляне стали заинтересованы в живописи freskowym.

В Риме рабов было достаточно, чтобы освобождение может быть источником дохода для государства (налог с релиза называется manumissio). Рабский труд не играл значительной роли в экономике, потому что она не принимает домашних хозяйств. Большая часть рабов продавали этрусков.

Рим был открыт к культуре и религии других народов, но включение зарубежного опыта к поклонению Римское государство следит за тем должностным лицам. Обычно запрещено культов, содержание которого примитивных аморальности.
Награждение победителей войны также было связано с культом. Со временем он становится привилегией наибольшее командиров, и его называли триумфом. Для получения права на торжества поставлен на таких при условии, что потери составили более 5000 убитых врагов в действии. Triumphator, во главе своих войск, defilował улицы, была проведена призы, проводятся жертвенных животных. Pochodowi вне толпы wiwatującym в сопровождении музыкантов и членов магистратов и сенаторов. Маршрут должен быть четко определен: "Иди в Марсово поле, Бычий форум przechodzono, кружили Палатин, путешествия Римский Форум , Шел Виа Сакра и входит в Капитолий, где лидер сделал благодарственные приношения к Юпитеру. Период торжества, был добрым, карнавал для жителей древнего Рима.

В III веке совпал с развитием римской литературе. Начало законодательство может Право плиты XII еще не написана в пятом веке. Нация литературе можно увидеть на многих песнях (исполняется на церемонии в богатых семей, или на похороны). Они легли в основу исторического письма. Возраст IV стало началом процветающей искусства красноречия. Речь Цензор Аппий Клавдий был признан достойным спасения, и читать их ко времени

Этот период характеризуется дальнейшим развитием таких крупных государств, как Римская империя, Парфянское и Кушанское царства, империя Хань. Возобновляются попытки создать крупное централизованное государство и в Индии. Экспансия Рима доходит, очевидно, до своих естественных границ, за которые она уже не распространяется. Всё больше империя переходит к обороне от Парфян на востоке, от германских племён - на севере. Огромное историческое значение имело рождение христианства - второй по времени после буддизма мировой религии. Повсеместно в странах Древнего мира отмечаются нарастающие признаки кризиса рабовладельческих хозяйств, рабовладение, как общественно-экономический уклад, начинает себя изживать.

Римская империя эпохи принципата. После победы над своими противниками Октавиан Август занялся устройством внутренних дел огромного государства. Суть его реформ сводилась к тому, что при сосредоточении реальной власти в его собственных руках все внешние официальные атрибуты республики были сохранены, отсюда название государства “Римская империя” в какой-то мере условно, официально в то время оно продолжало называться республикой. По одной из должностей - принцепса, первого среди сенаторов, такая система получает название принципата. При преемниках Октавиана она сохраняется в полной мере.

Со временем Августа совпадает расцвет римской литературы, именно при нём многие римские поэты: Овидий, Гораций, Вергилий пользуются поддержкой богача Мецената, имя которого стало нарицательным.

Отсутствие законных средств ограничить произвол императоров сделало возможным появление на престоле таких людей, как Калигула и Нерон, недовольство действиями которых вызывало восстания и в легионах, расквартированных на границах империи, и в преторианской гвардии, размещавшейся в самом Риме. Со временем судьба трона стала решаться в преторианских казармах и в армии. Так к власти пришёл первый представитель династии Флавиев - Веспасиан (69 - 79 гг. н.э.), которого поддержали легионы, подавлявшие восстание в Иудее в 68 - 69 гг. н.э.

Последние крупные завоевания Рим проводит при императоре Траяне (98 -117 гг.н.э.) из династии Антонинов: ему подчиняются Дакия и Месопотамия. В дальнейшем Рим всё чаще вынужден защищать свои владения от натиска варварских племён: германцев, сарматов и других. По границам империи возводится целая система пограничных укреплений, называвшаяся лимесом. Пока римская армия сохраняла свои основные качества - дисциплину и организованность, лимес был весьма эффективным средством для отражения нашествий варваров. Неограниченная власть императора, огромные размеры государства (во II веке н.э. Рим объединяет под своей властью всё Средиземноморье, половину Западной Европы, весь Ближний Восток, весь Балканский полуостров и Северную Африку, население империи составляет 120 миллионов человек), резко возросшие трудности административного управления, зависимость императоров от армии вызвали кризис империи, который с особой силой проявился с прекращением династии Северов в 217 году н.э. Экономика, заметную роль в которой играл рабский труд, нуждалась в постоянном притоке рабов, а с прекращением крупных войн иссяк самый значительный источник пополнения рабочей силы. Для содержания огромной армии и аппарата управления империи требовались всё новые налоги, а старая система управления, сохранявшая прежние республиканские формы власти и прочую атрибутику, не отвечала этим потребностям. Внешне кризис проявился в постоянной смене императоров на престоле, временами в империи одновременно сосуществовало несколько императоров. Это время получило наименование эпохи “солдатских императоров", поскольку практически все они были возведены на трон легионами. Из полосы затяжного кризиса империя вышла только с началом правления императора Диоклетиана (284 - 305 гг. н.э.).

Возникновение христианства. В начале новой эры в Иудее возникает новое религиозное течение, названное по имени своего основателя христианством. Современная историческая наука вполне допускает реальное существование такой личности, как Иисус Христос, и достоверность многих сведений Евангелий. Находки рукописей из района Мёртвого моря, так называемых Кумранских, недвусмысленно показали, что идеи, заложенные в проповедях Христа и его апостолов, отнюдь не были абсолютно новыми и свойственными только этой секте. Схожие мысли высказывались многими пророками и проповедниками. Общий пессимизм, охвативший многие народы после всех безуспешных попыток сбросить римскую власть, дал возможность утвердиться в сознании людей идеи непротивления и покорности земной власти, т.е. римского цезаря, и воздаяния на том свете за муки и страдания на этом.

С развитием налогового аппарата империи и усилением прочих повинностей христианство всё больше приобретает характер религии угнетённых. Абсолютное безразличие нового культа к социальному, имущественному статусу неофитов, их этнической принадлежности сделали христианство наиболее приемлемой религией в многонациональной империи. К тому же преследования христиан и то мужество и смирение, с которым христиане принимали эти преследования, возбуждали в массах интерес и сочувствие к ним. Особенно популярным новое учение становится в городах империи, не исключая и самой столицы. Постепенно аскетичекий быт первых христианских общин и почти полное отсутствие организации сменяются развитой и достаточно централизованной системой управления общинами, христианская церковь обзаводится имуществом, возникают монастыри, также обладающие значительными богатствами. К концу III - началу IV вв. н.э. христианство становится одним из самых могущественных и влиятельных вероучений.

Кушанская держава и Парфия. После разгрома войсками Александра Македонского армии персидского царя Дария III при Гавгамелах наиболее упорное сопротивление захватчикам оказали народы Средней Азии: Бактрии и Согда. Уже в это время проявилась тенденция к их отделению, но в 329 - 327 гг. до н.э. Александр сумел подавить всякое сопротивление. После смерти великого полководца территории Средней Азии вошли в состав державы Селевкидов, но их власть была чуждой для большинства местного населения и около 250 г. до н.э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем. С этого момента начинается столетняя история Греко-Бактрийского царства, одного из интереснейших государств Древнего мира. В политике, истории и культуре этого государства с особой яркостью и блеском проявились наиболее характерные черты эллинизма: органическое соединение и творческое взаимодействие эллинского и восточного начал. В эпоху существования Греко-Бактрийского царства регион из богатой земледельческой области с отдельными городскими центрами начал превращаться в страну с развитой торговлей и ремесленным производством. Правители царства особое внимание уделяли строительству городов, которые становились центрами торгово-ремесленной деятельности. О развитии торговли свидетельствует и большое количество греко-бактрийских монет. Именно благодаря этому источнику нам известны имена более 40 правителей царства, в то время как в письменных источниках упоминаются лишь 8. Процесс распространения греческой культуры затрагивал в основном города, в которых это проявлялось в самых разных сферах, но прежде всего в архитектуре.

Между 140 и 130 гг. до н.э. вторгшиеся с севера кочевые племена уничножили царство. Традиция правления сохранялась, продолжалась чеканка монет с греческими именами царей, но большой власти они не имели.

На развалинах Греко-Бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших государственных образований Древнего мира - Кушанская держава. Основой его была территория Бактрии, где сосуществовали мелкие объединения кочевников, уничтоживших Греко-Бактрийское царство, и владения мелких греческих династов - наследников прежних властителей государства. Основателем Кушанской державы был Кадфиз I, который предположительно в I в. н.э. объединил под своей властью всю Бактрию, приняв титул “царя царей”.

При его сыне Кадфизе II к кушанам отходит значительная часть Северо-Западной Индии. В результате Кушанская держава включает большую часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. В конце I - начале II вв. н.э. кушаны сталкиваются с Китаем в Восточном Туркестане, где им в конечном счёте удаётся остановить экспансию восточного соседа. При правителе Канишке (предположительно первая треть II в. н.э.) центр государства из Бактрии смещается в индийские области, с этим, возможно, связано и проникновение буддизма на территорию государства. Кушанская империя представляла собой централизованное государство во главе с “царём царей”, личность которого часто обожествлялась. Центральная власть опиралась на развитый административный аппарат, в котором имелось множество рангов и градаций. Государство сохраняло своё могущество вплоть до III века н.э., когда кушаны потерпели поражение в столкновении с сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Некоторое возрождение Кушанской державы отмечается в IV веке, но она уже не достигла прежнего могущества.

Одновременно с выходом из состава державы Селевкидов Греко-Бактрийского царства независимости добивается и Парфия, которую в 247 г. до н.э. возглавил предводитель одного из кочевых племён Аршак, его имя становится тронным именем последующих правителей Парфии. Первые десятилетия существования нового государства наполнены борьбой за независимость с державой Селевкидов. Она проходила с переменным успехом, но в итоге Парфии удалось отстоять свою самостоятельность. Более того, при Митридате I (171 -138 гг. до н.э.) в состав Парфии вошли Мидия и Месопотамия. Конец II - начало I вв. до н.э. характеризуются напряжённой борьбой с кочевыми племенами, разгромившими Греко-Бактрийское царство. После установления мира на восточных границах Парфия возобновляет движение на Запад, где её интересы сталкиваются с интересами Римского государства. С особой силой эти противоречия проявились в середине I века до н.э., когда парфянам в 53 г. до н.э. удалось полностью разгромить армию римского полководца Марка Лициния Красса в битве при Каррах в Северной Месопотамии. В итоге парфяне переносят свою столицу в Ктесифон и временно подчиняют себе Сирию, Малую Азию и Палестину, но удержать эти территории им не удаётся. Поход римской армии в Мидию в 38 году н.э. в конечном итоге тоже закончился неудачей. В дальнейшем борьба проходит с переменным успехом, периодически Рим добивается некоторого преобладания. При императорах Траяне и Адриане римская армия берёт столицу парфян Ктесифон, а Месопотамия даже становится провинцией Римской империи, но утвердиться окончательно римлянам здесь не удаётся, как не удаётся и нанести окончательное поражение парфянам. В целом борьба между двумя соперниками продолжалась более двух столетий и закончилась безрезультатно.

Военные поражения ослабляли Парфию. В 20-е гг. III века н.э. царь одного из вассальных царств - Персиды - Арташир Сасанид подчинил себе Парфию. Одной из причин внутренней слабости Парфянской державы было отсутствие централизованной власти, аналогичной власти соседей - кашан и римлян. Единой системы управления всей территорией не существовало, как не существовало и чётких правил наследования власти, что подчас приводило к длительным междоусобицам в среде правящего рода Аршакидов. Парфянам так и не удалось сплотить в единый организм все разнородные части своей державы.

Древний Китай в I - III вв. н.э. В конце I века до н.э. в стране резко обострились социальные противоречия, которые пытался смягчить узурпировавший трон императора Ван Ман, родственник свергнутого правителя по женской линии. В результате реформ Ван Мана все слои общества оказались недовольными нововведениями, положение усугубилось стихийными бедствиями 14 года новой эры: засухой и нашествием саранчи. В итоге вспыхнуло восстание, вошедшее в историю под названием восстания “краснобровых” (18 - 25 гг. н.э.). Правительственные войска были разгромлены в нескольких сражениях и на престоле утвердился один из предводителей восстания Лю Сю, в 25 году н.э. объявивший себя императором и перенёсший столицу в Лоян. Так возникает Поздняя, или Восточная, династия Хань.

Новый император, принявший титул Гуан У-ди (25 - 57 гг. н.э.), уменьшает налоги, резко ограничивает рабство, что способствует росту производительных сил страны. Во внешней политике этого периода характерна борьба за восстановление контроля над Западным краем, который был утерян в период смуты. Борьба завершилась разгромом кочевых племён сюнну в конце I в. н.э., и границы Китая вновь достигли Восточного Туркестана. Ханьская империя завязывает тесные контакты с Парфией, другими государствами Ближнего Востока. Но на северных границах империи появляются новые опасные кочевые соседи: протомонгольские племена сяньби. Во II веке новой эры на северо-западных рубежах появляются племена цян, борьба с которыми завершилась решающим успехом только в 60-е годы этого века.

Политика уступок простонародью на рубеже I - II веков сменилась иными тенденциями: обезземеливанием массы мелких землевладельцев, ростом их зависимости от крупных землевладельцев, владения которых становятся практически независимыми и самодостаточными, в чём нельзя не усмотреть проявления элементов нарождающегося феодализма. К концу II века империю охватил социально-экономичемский и политический кризис, в котором немалую роль играло соперничество различных придворных группировок. В этой обстановке в 184 году, на 17-м году правления императора Лин-ди, вспыхнуло восстание “жёлтых повязок”, во главе которого встал Чжан Цзяо. Духовным знаменем движения был даосизм, за прошедшие столетия из философского учения трансформировавшийся в религиозно-мистическую систему. В том же году Чжан Цзяо погиб, но в 185 году восстание вспыхивает с новой силой, и его опять подавляют с крайней жестокостью. Разрозненные восстания продолжаются до 207 года, но правительственные войска неизбежно их пресекают. Однако восстание до предела расшатало все устои единой империи, оно провоцирует новый виток борьбы за власть между представителями правящего класса. В третьем веке междоусобицы приводят к гибели единой империи и на её остатках возникают три самостоятельных государства - Вэй, Шу и У. Началась эпоха Троецарствия, которую относят обычно уже к раннему средневековью