Пасхальный цикл. Светлая неделя после пасхи имеет особое значение

Пасхальный цикл. Светлая неделя после пасхи имеет особое значение


ПЯТИДЕСЯТНИЦА — ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ ОТ ПАСХИ ДО ТРОИЦЫ.

В период от Пасхи до Троицы вспоминаются важнейшие события Священной истории Нового Завета, завершающие великое дело нашего спасения Господом Иисусом Христом: 1) Светлое Христово Воскресение — Пасха , особое празднование которой происходит на Светлой Пасхальной неделе, но в целом распространяется на все дни до Вознесения Господня, произошедшего на 40-й день после Воскресения; 2) самое Вознесение и 3) вскоре последовавшее за ним Сошествие Святаго Духа на Апостолов – День Святой Троицы (Пятидесятницы) , положившее начало земному бытию Церкви Христовой и наполнившее новым смыслом ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память о даровании Ветхому Израилю Синайского законодательства на 50-й день после Пасхи Исхода.

Воспоминания этих важнейших событий дополняются особым вниманием к теме Божественности Господа нашего Иисуса Христа и духовного совершенствования христиан во Христе, раскрываемой в Евангелии от Иоанна, читающемся в этот период на Литургиях.

Богослужения в этот период совершаются по Цветной Триоди , или по-гречески Пентикостариона πεντηκοσταριον, что значит буквально «Пятидесятник».

Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу и земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды. В ознаменование отверзения Христом дверей рая Царские врата остаются открытыми в течение всей недели.
В Светлую субботу после Литургии раздается особый Пасхальный хлеб — Артос, освященный в первый день Святой Пасхи и все это время пребывавший в храме.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

Порядок празднования Святой Пасхи в течение всей недели, а также особое символическое значение, какое было придано второму явлению воскресшего Христа ученикам на восьмой день после Воскресения, послужили причиной необычного для прочего богослужебного круга исчисления воскресений и соответствующих им Недель: от Пасхи до Пятидесятницы воскресенье считается первым днем следующей за ним седмицы, т.е. воскресенье Святой Пасхи считается первым днем Светлой седмицы, воскресенье Уверения ап. Фомы считается вторым по Пасхе и начинает вторую седмицу по Пасхе и т.д. Все время от Пасхи до воскресенья Всех Святых заполнено сплошной чередой сменяющих друг друга праздников, их попразднств и отданий, так что непраздничным остается только день Троицкой заупокойной субботы.
От воскресенья Святой Пасхи до Троицкой заупокойной субботы из богослужения исключаются песнопения Святому Духу Царю Небесный . Вместо последнего в Пасхальный период поется тропарь Христос воскресе из мертвых : на Вознесение с попразднством — тропарь праздника, на Троицкую заупокойную субботу — тропарь заупокойный Глубиною мудрости .
Все 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы в ознаменование радости о Воскресшем Спасителе отменяется преклонение колен (земные поклоны). Оно восстанавливается на особых коленопреклонных молитвах вечерни дня Пятидесятницы, испрашивающих у Троического Бога сугубого промышления о Церкви в окормлении живых и усопших христиан благодатию Святаго Духа.

В последованиях Недель, то есть воскресных дней периода Пятидесятницы, находятся особые воспоминания о таких событиях, в которых открылись Божество Господа, Его сила и слава, и которые еще больше утверждают в нас веру в непоколебимую истину Его преславного воскресения из мертвых.

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Уверение Фомы. Фрески Фаворского монастыря

Второе воскресенье по Пасхе, бывает на 8 день от воскресенья св. Пасхи. В богослужении этого дня Воскресение Христово воспоминается в связи с явлением Спасителя ученикам на восьмой день после Своего Воскресения, во время которого произошло уверение апостола Фомы, не поверившего словам Апостолов о Воскресении. Подтверждение Воскресения на 8-й день (он же 1-й день новой седмицы) было воспринято первыми христианами как указание Промысла Божия на еженедельное воспоминание Воскресения Христова: почему этот день воспринимается еще как Обновление (т.е. новое празднование) Воскресения Христова, или Антипасха («вторая Пасха»), открывая собою череду подобных Обновлений, или Антипасх, по воскресеньям всего года. Служба этого дня совершается по чину двунадесятого праздника, с попразднством в течение всей последующей недели и отданием праздника в субботу. (Попра́зднство – дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику, т.е. всю следующую седмицу поём тропарь и кондак Недели Антипасхи)

Тропарь Недели Антипасхи:
Запеча́тану гро́бу, Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же, и две́рем заключе́нным, ученико́м предста́л еси́, всех Воскресе́ние, дух пра́вый те́ми обновля́я нам, по вели́цей Твое́й ми́лости.
Кондак Недели Антипасхи:
Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же, созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́, с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́: Госпо́дь еси́ и Бог мой.

Неделя 2-я после великого праздника Пасхи носит название Антипасха, что в буквальном смысле означает именно «второй воскресный день после Светлого Христова воскресения». Еще одно название этого дня, которое было очень распространено на Руси в народе, это «Фомино воскресение», поскольку Святой Православной Церковью в него воспоминается апостол Фома и его горячее исповедование Господа.

Краткое содержание Евангельского повествования(см. Ин.20: 24–29), читаемого на Антипасху, таково: Господь после Своего Воскресения явился Своим ученикам, как говорится в Священном Писании, «дверем затворенным». Уверив их, что Он воистину воскрес, Господь дает им благословение идти в мир на проповедь. Однако, среди учеников, видевших Иисуса Христа, не было апостола Фомы, на которого распятие Господа произвело такое тяжелое впечатление, что повергло его в уныние. И, возможно, он решил, что смерть Господа – это конец, конец всем надеждам, всем чаяниям, и каждый из учеников должен жить отдельной жизнью, возвратясь к привычным занятиям. Поэтому он и не присутствовал во время первого явления Господа.

Услышав же от апостолов, что они видели Иисуа Христа, Фома выдвигает, с одной стороны, очень дерзновенные, а, с другой, свидетельствующие о нелегковерии апостола требования: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу палец мой в раны от гвоздей, и не вложу руку мою в ребра Его, не поверю». Но семя надежды было брошено в душу Фомы, поскольку в следующий воскресный день он уже был с остальными апостолами.

И Господь не захотел оставить Фому в его неверии. Он вновь пришел «дверем затворенным» и смиренно предложил исполнить требования апостола: «Прииди, Я разрешаю тебе. Вложи палец твой в раны Мои и руку в пробитые ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим».

В Евангелии не сказано, совершил ли апостол Фома, что хотел, или нет, но приводится его горячий молитвенный возглас: «Господь мой и Бог мой!» Уже около двух тысяч лет повторяются эти слова апостола Фомы тысячами тех людей, кто обрел Господа, кто внезапно вышел из тьмы на свет и отчетливо осознал, что Иисус Христос есть Бог и Господь, у кого «отверзлись очи» и «прорезался слух».

Святая Православная Церковь каждый год в день Антипасхи говорит, что никого из сомневающихся не оставляет Господь, и искренно желающий обрести истину обретает Ее.

А тем, кто в лукавстве говорит: «покажите нам Господа теперь», Он отвечает: «блаженны невидевшие и уверовавшие». Что велика сила веры; она зорче телесного зрения и более чутка, чем телесный слух, Она способна передвигать горы.

Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова «радость», напоминая нам о великой радости освобождения Христом душ, заключенных в аду.

Радоница совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.

Это поминовение отражает веру в то, что усопшие и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Таким образом, помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня можно после окончания Светлой Седмицы на Радоницу. Этот праздник отмечается с третьего века.

В Радоницу верующие с утра идут в храм для участия в Литургии. Совершаемая в этот день служба отличается от богослужения обычных родительских суббот - основой церковной молитвы на Радоницу являются радостные пасхальные песнопения: Воскресения день, просветимся людие…; Приидите пиво пием новое…; Ангел вопияше Благодатней…; Светися, светися, новый Иерусалиме…

Именно на Радоницу (а не в день Пасхи) посещают могилы близких родственников. Народ приходит на кладбища, чтобы символически похристосоваться с умершими родственниками. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Мария Магдалина у ног Воскресшего Христа. Фрески Фаворского монастыря.

В богослужении этого дня Воскресение Христово вспоминается в связи со святыми, послужившими при погребении Спасителя: Иосифом Аримафейским, Никодимом и Женами-мироносицами, оказавшимися и первыми свидетельницами Его Воскресения. Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи (на богослужении поется Пасхальный канон, Стихиры Пасхи), воскресные песнопения 2-го гласа и собственные песнопения праздника свв Жен-мироносиц (некоторые из них повторяют песнопения Погребения Спасителя), составляющие основу попразднства в течении всей следующей седмицы. На литургии читается Евангелие Мк.15:40-41; 16:1-8

Тропарь воскресный 2-го гласа
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́; егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху: Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Тропари Недели Жен-мироносиц:
Благообра́зный Ио́сиф, с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми, во гро́бе но́ве, закры́в, положи́, но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Мироно́сицам жена́м, при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь. Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели Жен-мироносиц
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́, плачь прама́тере Е́вы утоли́л еси́ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́: Спас воскре́се от гро́ба.

В третье воскресение после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память жен – мироносиц. Мироносица – это буквально «носящая миро». В еврейском обществе при погребении усопших было принято использовать различные благовония в знак уважения и почитания. Господь наш Иисус Христос был погребен святыми Иосифом Аримафейским и Никодимом подобающе, но, тем не менее, спешно, поскольку наступал субботний день, в который иудейский закон предписывает строгий покой. Женщины же, служившие Господу на всем протяжении Его Божественной проповеди, те, кто были почти единственными, не оставившими Христа на Голгофе, не смогли оставить все как есть. Они купили ароматы и ранним утром пошли ко гробу, не задумываясь ни о страже, стерегущей двери гроба, ни о злобе иудейской, обеспокоенные только одной мыслью – кто отвалит им камень, закрывающий гроб, вырубленный в скале. И именно им было даровано Господом первыми узнать о Его Воскресении, именно им было явление Ангелов, возвестивших, что зря они ищут «Живаго с мертвыми», именно их встретил Сам Господь, когда они бежали к апостолам, и сказал: «Не бойтеся, пойдите возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф.28,9-10). Господь тем самым делает их «апостолами для апостолов».

От чего же такая милость Божия к простым женщинам? По мысли св.Григория Богослова, «Еве, которая пала первой, первой надлежало приветствовать Христа». Подобно тому, как страшная весть о грехопадении вошла в мир через женщину, так и благая весть о Победе над грехами и смертию должна была быть провозвещена ею. Подобно тому, как преслушание Евы стало причиной того, что грех стал частию мира, послушание и смиренное служение «новых Ев» Господу, который пришел заклатися в Жертву за людей Своих, послужило изгнанию греха. Святая Православная Церковь торжественно празднует память жен – мироносиц, чествуя в их лице нелицемерную любовь ко Господу, не позволившую оставить Его во время страшных страданий, искреннее служение Ему на всяком месте, неотступное следование за Ним, глубокую веру в Него.

Евангельское повествование донесло до нас имена не всех жен-мироносиц, мы знаем только некоторых: Марию Магдалину, Саломию – мать ап.Иакова и Иоанна Заведеевых, Иоанну – жену Хузы, домоправителя Ирода. Церковное предание указывает также на Марфу и Марию, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну. Но были и другие, чьих имен мы не знаем, но они известны Господу, и они сияют в сонме святых как те, кто первыми сподобился услышать, а затем и возвестить прочим радостную весть, потрясшую мир «с вышних до нижних»: «Христос воскрес!».

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Исцеление расслабленного у Овчей купели. Фрески фаворского монастыря.

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с вопоминанием чудесного исцеления Иисусом Христом расслабленного при Овечей купели, пришедшегося, согласно Евангельскому повествованию (Ин.5:1-15) на период Пятидесятницы, то есть 50-ти послепасхальных дней. Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи, воскресные песнопения 3-го гласа и собственные песнопения об исцелении расслабленного, составляющие основу попразднства до ближайшего вторника.

Тропарь воскресный 3-го гласа
Да веселя́тся небе́сная, да ра́дуются земна́я; я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, попра́ сме́ртию смерть, пе́рвенец ме́ртвых бысть; из чре́ва а́дова изба́ви нас, и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели о расслабленном
Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих, и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену, воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством, я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле, да зову́ Ти, спаса́емь: Ще́дрый, сла́ва Христе́, держа́ве Твое́й.

После недели святых жен-мироносиц в церковных богослужениях все чаще начинают звучать слова о воде, но не простой воде, а той, которая «течет в жизнь вечную» (Ин.4,14). Святая Православная Церковь постепенно подводит верующих ко Дню Святой Пятидесятницы.

Господь наш Иисус Христос, беседуя с учениками после Своего славного Воскресения, дал им обещание: «И Я пошлю обетование Отца своего на вас»(Лк.24,49), подразумевая под обетованием благодать Святаго Духа. Он повелел апостолам оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока не облекуться силою свыше.

В евангельском повествовании Господь сравнивает благодать Святаго Духа именно с действием воды, оживотворяющей бесплодные пустыни и утоляющией лютую жажду. Как вода необходима для жизни человека, так и благодать Сятаго Духа необходима для истинной жизни души человека.

Именно поэтому 4-я неделя по Пасхе в Православной Церкви носит название «недели о расслабленном», и в нее воспоминается исцеление расслабленного человека при Овчей купели в Иерусалиме. Множество больных людей находилось там, ожидая того момента, когда Ангел Господень сойдет в воду, и она приобретет целебные свойства, но лишь на короткое время: только тот, кто первым войдет в воду, получит исцеление. И это отнюдь не случайно: народу израильскому, как избранному Богом, были дарованы Его милости, но только в ограниченном количестве, подобно маленькому ручейку. Господь же наш Иисус Христос сотворил из этого ручейка огромную реку, целебные воды которой стали омывать души всех людей, приходящих к Нему. Он увидел у этой купели человека, находящегося в болезни 38 лет, но не потерявшего надежду несмотря на то, что он не мог достаточно быстро передвигаться и не имел человека, который бы помог ему, поэтому уже много лет подряд его опережал другой. И его надежда, упование на помощь Божию и вера не остались бесплодными, именно к нему подошел Господь и одним словом исцелил. Уже не было необходимости расслабленному быть омытому вещественной водой. Сотворивший воду, Источник воды живой омыл его грехи Своим Словом. А то, что именно грехи являются причиной любой болезни, подтвердил Господь, сказав расслабленному: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»(Ин.5,14).

Конечно, воспоминаемое в 4-е воскресение после Пасхи событие гораздо более сложно, в нем заключено множество вопросов и ответов, осмысление которых может занять значительное время. Как, к примеру, вопрос о нашем немилосердии, ведь жестокая правда звучит в словах расслабленного: «не имею человека, который бы опустил меня в купель»(Ин.5,7). То есть никто не оказал ему помощи за все то время, что он провел в притворе Овчей купели, а она по-еврейски называлась «Вифезда», в переводе «дом милосердия». Или вопрос о необходимости стойкости в вере и сохранении надежды на милость Божию в любых обстоятельствах, ведь неизвестно когда подойдет Господь и спросит: «хочешь ли быть здоров?». Но каждый сам может прочитать полный текст, открыв Евангелие от Иоанна главу 5. А Святая Православная Церковь напоминает нам об этом милосердии Божием при каждом освящении воды, когда прочитывается часть Евангельского повествования 4-й недели по Пасхе.

Преполовение Пятидесятницы

Двенадцатилетний Христос в храме. Фрески Фаворского монастыря.

В богослужении этого дня ожидание праздника Сошествия Святаго Духа на Апостолов, окончательно подтвердившего Божественность Иисуса Христа, тематически соединяется с воспоминанием различных Евангельских событий, в первую очередь — беседы Спасителя о Воде живой (Ин. 4 — чтение на Литургии в воскресенье о Самаряныне) и беседы о правом суде (Ин. 7 — чтение на Литургии Преполовения), утверждающих мессианство (помазанничество) Сына Божия. В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды. Попразднство Преполовения продолжается до отдания в среду на следующей седмице. На иконе «Преполовение» часто изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому.

Тропарь Преполовения

Кондак Преполовения
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Православная Церковь этот день верующим предвозвещает большую радость: пройдена ровно половина пути до великого праздника Пятидесятницы (то есть праздника, совершаемого на пятидесятый день после Пасхи). В стихире Преполовения поется: ««Наста преполовение дней, от спасительного начинаемых восстания, Пятидесятницею же Божественною печатаемое, и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, и приити славе предъявляющее, Владычняго Вознесения предпочитает»».

День Пятидесятницы носит также название Дня Святой Троицы, поскольку в этот день Св.Троица явилась человеку в Своей полноте, либо Дня Сошествия Святаго Духа, ведь именно в этот день в виде огненных языков Дух Святой сошел на апостолов. Праздник же Преполовения – это своего рода «Предпразнство» Пятидесятницы. Очень часто благодатные дары Святого Духа в Евангелии метафорически уподобляются изливающейся воде. Подобно водным потокам Святой Дух питает душу человека, оживотворяет ее. ««Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напои водами, яко вем Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет»», — говорит тропарь Преполовения.

Св.Иоанн Златоуст писал: ««не манна, не огонь, не дождь ниспослан ныне, но изливаются дарования Святого Духа»». Поэтому по образу««живой воды» – благодати Святого Духа, в этот день в храмах происходит малое освящение воды. Подобно тому, как тело человеческое не может существовать без воды, и душа человеческая мертвеет без животворящей силы Святого Духа.

В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей»(Ин. 7, 37). «Если так, то пойдемте все к Нему,–пишет святитель Феофан Затворник.– Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было Духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он — единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. — Сила кому нужна — у Него всякая сила. Слава ли — у Него слава премирная. Свобода ли — Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!»

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Беседа с самарянкой. Фрески Фаворского монастыря.

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с продолжающимся празднованием Преполовения Пятидесятницы и воспоминанием беседы Христа с Самаряныней (Ин.4: 5-42), в которой Он открывает как Свое Мессианство (Помазанничество), так и Свою Божественную природу, обещая верующим в Него «воду живую, текущую в жизнь вечную» , то есть Святаго Духа. Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи, воскресные песнопения 4-го гласа, песнопения праздника Преполовения, продолжающегося до ближайшей среды, и собственные песнопения о беседе Христа с Самаряныней, составлющие основу попразднства.

Тропарь воскресный 4-го гласа
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, апо́столом хва́лящася глаго́лаху: испрове́ржеся смерть, воскре́се Христо́с Бог, да́руяй мiрови ве́лию ми́лость.
Тропарь Преполовения
Преполови́вшуся пра́зднику, жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Кондак Преполовения
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Кондак Недели о самаряныне
Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, ви́де Тя, прему́дрости во́ду, е́юже напои́вшися оби́льно, Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

В пятый воскресный день после Пасхи вспоминается встреча Господа нашего Иисуса Христа с женщиной-самарянкой на Его пути в Галилею. Самарянами назывался народ, произошедший от смешения иудеев и язычников, переселенных на эту территорию ассирийским царем Салманасаром после покорения им Израильского царства. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея, но отвергали пороков и Предание, а также поклонялись и языческим богам. Иудеи гнушались самарянами, старались не проходить через их земли и не общаться с ними. Они отвергли помощь самарян при постройке второго Иерусалимского храма, поэтому самаряне выстроили себе храм на горе Гаризим и там продолжали поклоняться Богу, даже после его разрушения в 130 году до Р.Х.

Господь, проходя через Самарию, близ города Сихарь (или Сихем), остановился у колодца, по преданию выкопанного Иаковом. Ученики Его отлучились в город купить пищи. И в это время к колодцу пришла за водой женщина-самарянка, к которой Господь обратился с просьбой: «Дай мне пить»(Ин.4,7). И в ответ на удивление самарянки, как Он, иудей, разговаривает с ней, Иисус Христос говорит, что, если бы она знала, Кто говорит с нею, то сама просила у Него дать ей воду живую. Самарянка спросила Его, каким образом Он добудет воды, если Ему нечем даже подчерпнуть, и неужели Он больше патриарха Иакова, который выкопал этот колодец. И здесь Господь переводит беседу из области вещественной в область духовную: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,14). Этими словами Господь говорит о благодати Святаго Духа, напояющей духовную жажду человека, направляющей его душу ко спасению. И для того, чтобы ум самарянки вознесся от вещей земных, Господь раскрывает ей, что Ему известна вся ее жизнь. Она же, убедившись, что Он – пророк, спрашивает о месте, где надлежит поклоняться Богу. Воистину, непроста была эта женщина, задавшая Господу вопрос, свидетельствующий о духовном поиске. И Он отвечает ей, что в скором времени «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине», имея в виду, что настоящее поклонение Богу человек должен совершать прежде всего в своем сердце.

Самаряне ждали Мессию, также как и иудеи, поэтому самарянка сказала, что скоро придет Тот, Кто возвестит им все. На это Господь прямо отвечает ей: «Это Я, Который говорю с тобою». Он многократно не отвечал на вопросы фарисеев и книжников, пытавшихся дознаться Он ли Мессия, но признался простой женщине, провидя ее чистое сердце. А самарянка побежала в город, рассказывая каждому, что встретила Мессию, И те, кем гнушались иудеи, встретили Господа с гораздо большим радушием, они внимали Его словам и говорили самарянке, что верят уже не по словам ее, а по собственному опыту, что Он истинно Христос. Господь же произнес перед апостолами слова о жатве, указывая, что они вошли в труд тех ветхозаветных пророков и праведников, которые исполняли волю Божию и были побиваемы и убиваемы за это собственным народом.

Это Евангельское повествование еще раз говорит нам о необходимости благодати Святаго Духа для жизни человека, о снисхождении Божием ко всякому человеку, о том, что воистину, Господь многое открывает «младенцам», чистым сердцем ищущим и принимающим истину, и оставляет в неведении «мудрых века сего».

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Исцеление слепорожденного. Фрески Фаворского монастыря.

В богослужении этого дня празднование Воскресение Христова соединяется с воспоминанием чудесного исцеления Иисусом Христом человека, слепого от рождения (Ин. 9:1-38). Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи, воскресные песнопения 5-го гласа и собственные песнопения об исцелении Слепого, составляющие основу попразднства до ближайшей среды, когда бывает одновременное отдание настоящего праздника и праздника Святой Пасхи.

Тропарь воскресный 5-го гласа
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, от Де́вы ро́ждшееся на Спасе́ние на́ше, воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся; я́ко благоволи́ Пло́тию взы́ти на Крест, и смерть претерпе́ти, и воскреси́ти уме́ршия сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Кондак Недели о слепом
Душе́вныма очи́ма ослепле́н, к Тебе́, Христе́, прихожду́, я́коже слепы́й от рожде́ния, покая́нием зову́ Ти: Ты су́щих во тьме Свет пресве́тлый.

Шестое воскресение после Пасхи, подобно предыдущим, посвящено воспоминанию события, раскрывающего Божественную сущность Господа Иисуса Христа. В этот раз – это исцеление слепорожденного. Оно было совершено в третий год общественной проповеди Господа. И, несмотря на то, что Он совершал множество исцелений, в том числе и слепых, именно данному чуду у евангелиста Иоанна посвящена целая глава, поскольку это не только чудо избавления от недуга, но более – чудо рождения веры, способной противостоять любым нападкам на нее.

Краткое повествование евангельского события таково: проходя мимо, Господь увидел человека, слепого от рождения. На вопрос учеников кто согрешил он или родители его, поскольку иудеи верили, что ни один недуг не дается Богом человеку чистому, Господь ответил, что не согрешили ни он, ни родители его, а слепота дана, чтобы на нем было явлено чудо Божие. После Он плюнул на землю и помазал ею глаза слепорожденного, повелев умыться в священном для иудеев источнике Силоам, что тот и совершил, после чего прозрел. Знавшие его люди повели к фарисеям, чтобы они засвидетельствовали чудо. Но фарисеи, догадываясь уже о Том, Кто мог совершить это чудо, искали не истины, а повода для осуждения Господа, основываясь на формальном законе о сохранении субботнего покоя. Они спросили слепорожденного: «Что ты скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» На что тот с уверенностью ответил: «Это пророк». Желая поставить под сомнение сам факт чуда, фарисеи даже позвали родителей слепорожденного, чтобы они подтвердили, что это их сын, и что он рожден слепым. Боясь быть отлученными от синагоги, родители слепорожденного не стали настаивать на причине исцеления, хотя и не отверглись своего сына. Вторично его призвали фарисеи, настаивая, чтобы он под клятвой признал, что Исцеливший его есть грешник. На что получили ответ: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает»(Ин.9,31). Фарисеи после этого изгнали его из храма, но Тот, Кто открыл ему телесные очи, не захотел оставить его духовно слепым. Господь нашел слепорожденного и спросил: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» И слепой ответил, что он не знает Его. «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». – «Верую, Господи! И поклонился Ему»(Ин.9,35-38).

Тот, кто был слеп от рождения, оказался духовно более зрелым, чем те, кто похваляясь своим мнимыми духовными дарами, не признали в Господе Иисусе Христе Сына Божия. «На суд Я пришел в мир сей, чтобы невидящии видели, а видящии стали слепы». Гордость твердивших, что они видят истину, заслонила им очи, и они сделались слепыми, бродящими во тьме. Смиренное же сердце оказалось способным прозревать свет истины и защищать ее. Что и нам должно послужить примером.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Если нищий, слепой, не видя Христа, еще прежде Его наставления такое показал дерзновение, что перед лицом всего народа, дышащего убийством и бешенством, неистовствующего и желающего, чтоб сам бывший слепой обвинил Христа, не соглашался на то, не замолчал, но со всяким дерзновением заградил им уста и лучше захотел быть изгнанником, чем изменить истине, то не тем ли паче мы, жившие столько времени в вере, верою видевшие тысячи чудес, получившие больше нежели он, благодеяний…должны оказывать ревности о Христе против тех, которые дерзают обвинять и отвергать христианство».

Отдание праздника Пасхи

«…Перед самым Вознесением я пошел в церковь. Последнюю пасхальную заутреню служили рано утром, в белых ризах, с пасхальною свечою, но в церкви почти никого не было. Никто не знает в городе, что есть такой день, когда Церковь прощается с Пасхой.
Все было так же, как в Пасхальную заутреню ночью, — только свет был утренний, да куличей и шума не было, и когда батюшка возгласил народу: «Христос воскресе», не раздалось этого веселого грохота: «Воистину воскресе!»

В последний раз пели «Пасха священная нам днесь показася».

После пасхальной литургии из алтаря вынесли святую плащаницу, положили ее в золотую гробницу и накрыли стеклянной крышкой.
И почему-то стало мне тяжело дышать, точно так же, как это было на похоронах братца моего Иванушки.

После службы я провожал Якова до ночлежного дома, и он дорогою говорил мне:
— Доживем ли до следующей Пасхи? Ты-то, милый, в счет не идешь! Доскачешь! А вот я — не знаю. Пасха! — улыбнулся он горько,-только вот из-за нее не хочется помирать!.. И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!…»

Вознесение Господне

Вознесение Христово. Фрески Фаворского монастыря

В четверг шестой седмицы послепасхального периода, на сороковой день после Пасхи, воспоминается Вознесение Господне, увенчавшее земное служение Христово и предварившее ниспослание Святаго Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Богослужение этого дня посвящено воспоминаемому событию, а также ожиданию праздника Пятидесятницы, являясь одним из «двунадесятых», т. е. 12-ти важнейших праздников церковного года.

Тропарь Вознесения
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Кондак Вознесения:
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325г)

Отцы I Вселенского собора. Фрески Фаворского монастыря

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с продолжающимся празднованием (попразднством) Вознесения Господня и памятью святых 318 Отцов — участников I Вселенского собора, утвердившего единосущие Сына Божия Богу-Отцу и низложившего еретика Ария.

Тропарь воскресный 6-го гласа
А́нгельския Си́лы на гро́бе Твое́м, и стрегу́щии омертве́ша; и стоя́ше Мари́я во гро́бе, и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́; ре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак Вознесения
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.
Тропарь отцев
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый, и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак отцев
Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша, я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия, исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших, в том числе и предков каждого, почему она обыкновенно называется родительской.

Тропарь заупокойный
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зное всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х, на Тя бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
Слава, и ныне, Богородичен : Тебе́ и сте́ну, и приста́нище и́мамы, и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Кондак
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница.

Пятидесятница. Сошествие Святаго Духа. Фрески Фаворского монастыря

В воскресенье восьмое по Пасхе воспоминается Сошествие Святаго Духа на Апостолов, произошедшее на 50-й день после Пасхи и на 10-й день после Вознесения Господня и положившее начало бытию Церкви Христовой. Богослужение этого дня посвящено воспоминаемому событию, а также прославлению всей Святой Троицы, поскольку сошествие Святаго Духа по обещанию Спасителя окончательно подтвердило Его Божественное достоинство и тем самым завершило откровение Бога-Троицы о Себе. Настоящий праздник принадлежит числу «двунадесятых», т. е. 12-ти важнейших праздников церковного года.

В самый день праздника, обыкновенно сразу после Литургии, совершается вечерня с пением великого прокимена и чтением особых коленопреклонных молитв. По обычаю Русской Церкви, на все празднование Пятидесятницы храмы украшаются цветами, а также свежей зеленью деревьев (берез) и полевых трав.

Тропарь праздника
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Кондак праздника
Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Седмица 1-я по Пятидесятнице – сплошная. День Святаго Духа

Всю неделю после воскресенья 8-го по Пасхе продолжается празднование Пятидесятницы, в котором особо выделяется второй день Праздника, Духов день, посвящаемый Виновнику торжества — Святому Духу, сошедшему на Апостолов в Сионской горнице и через них просветившему всю вселенную. Седмица – сплошная, нет поста в среду и пятницу.

Молитва Святому Духу
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Глас 8-й. Заговение на Петров пост.

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с памятью всех Святых, в первую очередь свв. Мучеников, своей кровью продолживших свидетельство свв. Апостолов и подготовивших победу христианства.
В этот же день бывает заговенье на пост свв. Апостолов (Петров пост), продолжающийся до праздника свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля.

Этим воскресным днем заканчивается богослужение послепасхального периода , которое совершается по Триоди Цветной, которая употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава» ,и начинаются службы Октоиха .

Тропарь воскресный 8-го гласа
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне, погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное, да нас свободи́ши страсте́й, Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́!
Тропарь Всех Святых
И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же, лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, мир жи́тельству Твоему́ да́руй, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак Всех Святых
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри, вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики, тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с памятью всех Святых, в земле Российской просиявших.
Решение о восстановлении памяти всех Русских святых и назначении ее на второе воскресенье по Пятидесятнице принято Поместным собором Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Составителем службы и творцом большинства ее текстов был священноисповедник Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский.

Тропарь воскресный 1-го гласа
Ка́мени запеча́тану от иуде́й и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, да́руяй ми́рови жизнь. Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче: сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́, сла́ва Ца́рствию Твоему́, сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Тропарь русских святых
Якоже пло́д кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния, земля́ росси́йская прино́сит Ти́, Го́споди, вся святы́я в то́й просия́вшия. Те́х моли́твами в ми́ре глубо́це, це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве
Ин тропарь русских святых
Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы, от земли́ на́шея возсия́вшия и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия, прииди́те, воспои́м, ве́рнии: о всеблаже́ннии земли́ Росси́ския засту́пницы, моли́теся ко Го́споду, да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́, исцеля́я сокруше́ние ея́, и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.
Кондак русских святых
Дне́сь ли́к святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в це́ркви и неви́димо за ны́ мо́лится Бо́гу. Ангели с ни́м славосло́вят, и вси́ святи́и це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют, о на́с бо мо́лят вси́ ку́пно Преве́чнаго Бо́га.
Величание русских святых
Ублажа́ем ва́с, чудотво́рцы на́ши сла́внии, зе́млю ру́сскую доброде́тельми ва́шими озари́вшии и о́браз спасе́ния на́м светоявле́нно показа́вшии.

Внимание! Если Вы страдаете заболеваниями желудочно-кишечного тракта или неправильным обменом веществ, то о соблюдении поста во всей его строгости не может быть и речи. Можно постится в более щадящих формах, отойдя от строгих монастырских канонов.

Примечание. Определение недели здесь имеет не совсем привычный смысл. Неделей принято именовать только воскресный день. Семидневный промежуток, начиная с недели, имеет название - седмица.

Праздник Прощенного воскресенья знаменует начало первой седмицы. В этот день нет ограничений в пище.

Среда требует принятия только растительной пищи в сыром виде, а так же хлеб.

Четверг придется провести в полном воздержании.

В пятницу и субботу можно включить в рацион горячую пищу.

Понедельник – день сухоядения, от горячей пищи придется отказаться.

Вторник знаменуется днем памяти Сорока Севастийских мучеников. Можно есть горячую пищу, а также выпить одну чашу вина.

В этот радостный и светлый день попробуйте рецепт . Он прекрасно исполнит роль главного блюда на постном столе.

Среда, Четверг и Пятница – сухоядение с единоразовым употреблением горячей пищи.

В субботу второй седмицы можно включить в меню горячую пищу и две чаши вина.

Во вторую неделю Великого поста чтут память святителя Григория Паламы. Он проповедовал ученье о силе поста и молитвы. В этот день допустима горячая пища и две чаши вина.

С понедельника и до пятницы придётся довольствоваться сухоядением и одним принятием горячей пищи.

В субботу допустима горячая пища с растительным маслом и одна чаша вина.

Именуется Крестопоклонной или Средокрестной. Начиная с воскресного дня и до пятницы четвертой седмицы Животворящий крест занимает место иконы праздника в центре храма. Идет прославление Святого креста, как символа великой силы. В пятницу, после чтений, крест с торжественным ходом перемещается обратно в алтарь.

С понедельника по среду и пятницу – сухоядение с одним приемом горячей пищи в первой половине дня.

Ваш стол в Великий пост в 2019-м году разнообразит календарь питания по дням. Благодаря полезным рецептам в этот день Вы сможете украсить стол . Он прост в приготовлении и обладает прекрасными вкусовыми качествами.

В субботу можно порадоваться горячей пище и одной чаше с вином.

Начало седмицы знаменуется неделей, посвященной богослову Иоанну Лествичнику. Будучи игуменом, он создал великое писание "Лествица добродетелей", в котором подробно описал все вехи и путь духовного совершенства.

В этот день отличным украшением Вашего стола станет . Рецепт этого прекрасного блюда Вы сможете найти в нашем календаре.

Весё оставшееся время седмицы Вам придётся чередовать сухоядение с горячей пищей.

Неделя шестой седмицы является днем памяти преподобной Марии Египетской. Её жизнь - пример великого покаяния. После 17 лет жизни во грехе Мария пытается войти в храм Гроба Господня, но неведомая сила не дает ей этого сделать. Проведя долгие часы за молитвой перед иконой Богородицы, Мария чувствует внутренние очищение и заходит в храм. На следующий день она переправляется через реку Иордан и начинает отшельнический образ жизни. Остаток своих дней она проводит в молитве и воздержании. История Марии являет пример безграничного милосердия Господа к покаявшемся грешникам.

В эту неделю можно выпить две чаши вина и принимать горячую пищу.

В понедельник нужно соблюдать строгое сухоядение.

Во вторник, среду, четверг допустим один прием горячей пищи.
В пятницу празднуется Благовещение, в этот день разрешается употребление рыбы.

Наступление Лазоревской субботы дарует нам радость отведать рыбной икры, горячую пищу и две чаши вина.

Седмица начинается с праздника Вербного воскресенья. Этот день знаменует прибытие Христа в Иерусалим. К его ногам люди бросали многочисленные ветви, у нас они заменены на вербу.

В этот день можно насладиться вкусом блюд из рыбы и горячей пищи. Допускается выпить две чаши вина.

Все дни страстной седмицы названы великими. Ваш рацион допускает сырые овощи и фрукты, а также горячий отвар один раз в сутки.

В Чистый четверг без масла.

Последним днем Великого поста является Великая суббота, в этот день многие верующие полностью отказываются от пищи до наступления светлого праздника Пасхи.

Перед началом поста обязательно поговорите со своим духовным наставником или батюшкой. Они помогут Вам правильно провести пост. В большинстве случаев современному человеку не стоит придерживаться традиционного монастырского меню. Для этого нужно иметь подготовленный организм. Также выдержать сложный пост в 2019 году поможет календарь питания, он содержит множество полезных и самое главное вкусных блюд. Они близки к повседневному рациону обычного человека, а не монаха, и помогут скрасить трудные дни воздержания.

Пройти сложный путь великого очищения – это настоящий пример сильной внутренней воли. Мы надеемся, что в этом нелегком испытании верным спутником Вам будет служить календарь питания великого поста 2019. При его создании были выбраны и отобраны лучшие постные рецепты, которые помогут скрасить долгие дни лишения.

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год . Если Вы хотите знать больше о православных постах , тогда обратите внимание на статью .

Из книга А. Шмемана «Великий пост»

ШКОЛА ПОКАЯНИЯ

Мы знаем, что покаяние — начало и yсловие подлинной хpистианской жизни. Пеpвое слово Хpиста, когда Он начал пpоповедовать, было: «Покайтесь» (Матф. 4:17). Hо что такое покаяние? В сyете нашей ежедневной жизни мы не yспеваем задyматься над этим н считаем, что в общем-то, к чемy нас обязывает Пост — это воздеpживаться от скоpомной пищи и излишних pазвлечений, пойти исповедаться, полyчить от священника pазpешение гpехов, пpичаститься (один pаз за весь год!) и затем считать, что «все в поpядке» до бyдyщего года.

Hо ведь недаpом Цеpковь специально опpеделила эти семь недель, посвященных покаянию, недаpом она зовет нас к длительномy и yсиленномy духовномy подвигу. Все это, конечно, должно относиться лично ко мне, к моей веpе, к моей пpинадлежности к Цеpкви. А если это так, то, конечно, мой долг постаpаться вникнyть н понять учение моей Цеpкви о Посте — постаpаться быть пpавославным не только по имени, но и по самой жизни.

Что такое покаяние? Зачем оно нам нyжно? Как пpоводить его в жизнь? Великий Пост дает нам ответ на все эти вопpосы. Великий Пост — настоящая школа покаяния, в котоpой каждый человек должен ежегодно yчиться yглyблять свою веpу, пеpесматривать свою жизнь и, насколько это возможно, ее изменять. Великий Пост-это ежегодное паломничество к самым истокам пpавославной веpы, где нам вновь откpывается, как должен жить пpавославный человек.

ПУТЬ К ПАСХЕ

Когда человек готовится отпpавиться в пyть, он должен знать цель своего пyтешествия. Так бывает и с Постом. Пост — это главным обpазом дyховное путешествие, а цель его — Пасха, «Пpаздник из Пpаздников». Пост — пpиготовление к «совеpшению Пасхи, истинному откpовению».

Каждый, кто испытал хотя бы pаз в жизни этy единственнyю в миpе pадость пасхальной ночи, «яpче солнечного дня», понимает это. Hо о чем эта pадость? Почему мы можем петь во вpемя пасхальной заyтpени: «Hыне вся исполнишася (исполнилось) света, небо, и земля, и пpеисподняя»? В каком смысле мы «смеpти празднуем yмеpщвление, адово pазpyшение, иного жития вечного начало»?.. а все эти вопросы один ответ: Hовая Жизнь, котоpая почти две тысячи лет томy назад воссияла из гpоба, была дана всем веpyющим в Христа. Она была дана нам в день нашего кpещения, когда, как говоpит Апостол Павел, мы «погpеблись с Хpистом кpещением в смеpть, дабы, как Хpистос воскрес из мертвых… так и нам ходить в обновленной жизни». Итак, на Пасхy мы пpазднyем Воскpесение Хpистово как что-то, что cлyчилось и пpодолжает слyчаться с нами; потому что каждый из нас полyчил этот даp новой жизни, полyчил способность пpинять ее и жить ею. Даp этот pадикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смеpть. Он дает нам возможность pадостно утвеpждать: «Смеpти нет!» Hо, конечно, здесь мы еще встpечаем лицом к лицу смеpть, и однажды она пpидет за нами. Hо мы веpим, что Своей собственной смеpтью Хpистос изменил самyю сущность смеpти, сделал ее пеpеходом, пасхальным пpаздником, Пасхой — пеpеходом в Цаpствие Божие, пpевpащая величайшyю из тpагедий в окончательнyю победу, «смеpтию смеpть попpав» (pастоптав, yничтожив Своей смеpтью смеpть). Он сделал нас соучастниками Своего Воскpесения. Вот почему в конце Пасхальной yтpени мы говоpим: «Хpистос воскpес, и жизнь цаpствyет! Хpистос воскpес, и меpтвых больше нет».

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КРЕЩЕНИЕЮ

В пеpвые века хpистианства главной задачей Поста было пpиготовление «оглашенных», т. е. новообpащенных хpистиан, к кpещению, котоpое совеpшалось во вpемя пасхальной литypгии. Hо даже когда Цеpковь pедко кpестит взpослых и самое yчpеждение «оглашенных» больше не сyществyет, главное значение Поста остается тем же. Потомy что, хотя мы и кpещены, мы постоянно теpяем и изменяем именно томy, что мы полyчили пpи кpещении. Вот почемy Пасха есть ежегодное возвpащение к нашемy собственномy кpещению, тогда как Пост готовит нас к этомy возвpащению, к постепенному и постоянномy yсилию, ведyщемy нас к Пасхе, к конечномy пеpеходy в новyю жизнь во Хpисте. Богослyжения Великого Поста до сих поp сохpаняют свою отличительнyю чеpтy поyчения, как бы пpиготовления к кpещению; но это не аpхеологические остатки пpошлого, но что-то действительное и существенное для нас. Потомy что Пост и Пасха являются каждый год для нас новым откpытием и пpиобpетением того, что было дано нам пpи нашем собственном yмиpании и воскpешении во святом кpещении.

СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ

Пyтешествие, паломничество! Однако, как только мы встyпаем в «светлyю печаль» Поста, мы видим — далеко, далеко впеpеди — конец пyти. Этот конец пyти, его цель — pадость Пасхи, вход в сияние славы Цаpства Hебесного. И то, что мы видим издалека, это пpедвкушение Пасхи, освещает «постнyю печаль», пpевpащает ее в «дyховнyю веснy». Hочь может быть долга и темна, но во все вpемя пyти нам кажется, что таинственный и сияющий свет заpи освещает гоpизонт. «Hе лиши нас yпования нашего (надежды нашей), Человеколюбче!»

Недели по Пасхе названы так не только по времени следования их за Пасхой, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к Божественному прославлению Христа – Воскресшего, Вознесшегося и Ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. В соответствии с этими воспоминаниями каждая из недель имеет свое название.

Церковный Устав называет неделей и целую седмицу, и, преимущественно, ее первый день – воскресный. В последующем изложении под неделей имеется в виду один день – воскресение.

Неделя 2-я – апостола Фомы. Антипасха

Название «Антипасха» (что значит – «вместо Пасхи») связано с тем, что этот день – первый из воскресных дней всего года, в которые воспоминается событие Воскресения Христова.

Богослужение этого дня связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам - собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, апостол Фома отсутствовал) и после восьми дней одиннадцати апостолам, в числе которых был и апостол Фома, сказавший прежде: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Это явление Христа апостолам и осязание ран его апостолом Фомой утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). А также свидетельствует о могуществе Того, для Которого нет преград ни в затворенных дверях и ни в какой силе человеческой.

В неделю Антипасхи за богослужением мы слышим тропарь: Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Неделя 3-я – святых жен-мироносиц

В это воскресение Церковь воспоминает святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима - тайных учеников Христовых. Богослужением этого дня Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа (Мк. 15, 43–46; 16, 1–8). Евангелие показывает нам, что вера и усердие не остаются без вознаграждения – благодать Божия предваряет ищущих Бога.

По примеру святых жен-мироносиц, и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит апостол (Рим. 8,38–39), ничто не могло отлучить нас от Него - ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Прославляя жен-мироносиц, Церковь воспевает их словами тропаря: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Неделя 4-я – о расслабленном

В этот день в храмах читается евангельский отрывок о чудесном исцелении Господом расслабленного. Он был в недуге 38 лет и ждал избавления от него около купальни, в которой раз в году исцелялся первый в нее входивший (Ин. 5, 1–14).

Эта купальня была прообразом дарованной Христом купели Крещения, в которой уже не раз в году, а в любой час каждый уверовавший может исцелиться, очистив себя от скверны греховной, и родиться для новой жизни. Пять крытых ходов, ведущих к купальне, символизируют пять Книг Моисеевых, ведущих ко спасению, то есть иудейское Писание, которое, по слову Самого Спасителя, свидетельствует о Нем (Ин. 5, 39). Соответственно, множество больных, лежавших вокруг купальни, являют образ пораженного грехом падшего человечества, ожидавшего пришествия Мессии и спасения.

Евангелие о расслабленном иносказательно повествует нам о болезни расслабления духовного. Таковое расслабление обыкновенно наступает от отчаяния или лености и уныния, но важно помнить, что и малейшее усилие и терпение, предпринимаемые верующим в такой ситуации, не пропадут даром, поскольку Господь всевидящ, и в известный Ему момент обязательно прострет свою десницу и речет: «Встань и ходи»! Важно помнить, что спасение человеков невозможно без какого-либо усилия со стороны самих челове-ков, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф. 11, 12).

Кондак праздника: Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.

В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Преполовение соединяет два величайших христианских праздника – Пасху и Сошествие Святого Духа. В этот день воспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится в тропаре Преполовения: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Неделя 5-я – о самаряныне

В эту неделю Церковь предлагает нам беседу Иисуса Христа с самарянкой, в которой Он ясно исповедал Себя Мессией (Ин. 4, 5–42). Своим благодатным словом Господь, подающий «воду живую, иссушающую источники грехов» (канон недели), приводит самарянку, а через нее и многих самарян, к исповеданию Своего Божественного величия и возвращает их на ис-тинный путь.

Согласно преданию, женщина, которую Господь встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть за Христа в Риме в 66 г. Кондак праздника: Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.

Неделя 6-я – о слепом

Этот праздник напоминает нам об исцелении Господом слепорожден-ного, описанном в Евангелии (Ин. 9, 1–38).

На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23), а дарованием прозрения очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, «Света податель, от Света сый Свет» (Синаксарь недели), и только в этом Свете можно узреть истину и спасение. Кондак праздника: Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый.

Неделя 7-я – святых отцов I Вселенского Собора

В эту неделю празднуется память 318-ти Отцов I Вселенского Собора, проходившего в 325 г. в г. Никее при императоре Константине Великом.

Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бо-га Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова и который является единственным основанием упования нашего спасения.

По приглашению святого Константина в Никею собрались представители Христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви – святители: Николай, архиепископ Мир Ликийских; Спиридон, епископ Тримифунтский; Афанасий Великий, ревностный борец за чистоту Православия, бывший тогда диаконом, и другие почитаемые Церковью святые отцы.

Собор, как сказано в Синаксаре недели, проповедал Сына Божия «Единосущна и Единочестна Отцу» и исповедал, что Он – воистину Сын Божий и совершенный Человек. Результатом трудов Собора стали семь первых членов исповедуемого православными Символа Веры, дополненного позже на II Вселенском Соборе.

Тропарь святым отцам: Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.

***

Череда недель по Пасхе завершается величайшим торжеством Христианства – праздником Пятидесятницы (Троицы), ознаменованным сошествием обетованного Утешителя Святого Духа на учеников и апостолов Господних и рождением Христовой Церкви. Той Церкви, о которой Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея (Мф. 16, 18).

Подготовил Иерей Александр Степовик